Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАБАРИ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 212-213

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГАБАРИ́Т (франц. gabarit), пре­дель­ное очер­та­ние пред­ме­та. При­ме­ни­тель­но к транс­порт­ным ма­ши­нам и дви­жу­щим­ся час­тям ста­цио­нар­ных ма­шин Г. оп­ре­де­ля­ют с учё­том их безо­пас­но­го пе­ре­ме­ще­ния сре­ди др. ма­шин и со­ору­же­ний. Вне Г., до­пус­каю­ще­го разл. пе­ре­ме­ще­ния ма­шин, воз­мож­но воз­ве­де­ние со­ору­же­ний, ус­та­нов­ка стан­ков и др. обо­ру­до­ва­ния, пре­бы­ва­ние ра­бо­таю­щих. Напр., Г. по­движ­но­го со­ста­ва – пре­дель­ное очер­та­ние в плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ной к оси ж.-д. пу­ти, за пре­де­лы ко­то­ро­го не долж­на вы­хо­дить ни од­на де­таль ло­ко­мо­ти­ва или ва­го­на в ра­бо­чем со­стоя­нии. Г. при­бли­же­ния строе­ний же­лез­ной до­ро­ги – пре­дель­ное очер­та­ние в плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ной оси ж.-д. пу­ти, внутрь ко­то­ро­го не долж­ны за­хо­дить ни­ка­кие час­ти со­ору­же­ний и уст­ройств, рас­по­ло­жен­ных вдоль пу­ти. Вы­пол­не­ние этих Г. обес­пе­чи­ва­ет безо­пас­ное дви­же­ние по­ез­дов в тон­не­лях, по мос­там, под пу­те­про­во­да­ми и т. д. Под­мос­то­вой Г.– очер­та­ние сво­бод­но­го про­све­та под мос­том ме­ж­ду ни­зом его про­лёт­но­го строе­ния и рас­чёт­ным су­до­ход­ным го­ри­зон­том по вы­со­те и ме­ж­ду опо­ра­ми про­лё­та по ши­ри­не. Г. про­ез­да в тон­не­ле – пре­дель­ное по­пе­реч­ное очер­та­ние сво­бод­но­го про­стран­ст­ва в тон­не­ле, внутрь ко­то­ро­го (кро­ме под­виж­но­го со­ста­ва или транс­порт­ных средств) не долж­ны за­хо­дить ни­ка­кие час­ти тон­нель­ных кон­ст­рук­ций и уст­ройств, за ис­клю­че­ни­ем эле­мен­тов, всту­паю­щих во взаи­мо­дей­ст­вие с по­д­виж­ным со­ста­вом. Г. по­груз­ки – пре­дель­ное очер­та­ние гру­за в плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ное к оси пу­ти, за пре­де­лы ко­то­ро­го не дол­жен вы­хо­дить груз (вме­сте с упа­ков­кой и кре­п­ле­ни­ем), на­хо­дя­щий­ся на от­кры­том под­виж­ном со­ста­ве, рас­по­ло­жен­ном на пря­мом го­ри­зон­таль­ном уча­ст­ке пу­ти. Гру­зы, впи­сы­ваю­щие­ся в Г., до­пус­ка­ют­ся к пе­ре­воз­ке по всей се­ти экс­плуа­ти­руе­мых же­лез­ных до­рог. Для про­вер­ки со­от­вет­ст­вия внеш­них гра­ниц по­гру­жен­но­го гру­за на от­кры­том под­виж­ном со­ста­ве Г. по­груз­ки слу­жит спец. уст­рой­ст­во – га­ба­рит­ные во­ро­та, внутр. очер­та­ния ко­то­рых ог­ра­ни­чи­ва­ют пре­дель­ные до­пус­ти­мые раз­ме­ры пе­ре­во­зи­мых гру­зов. 

Вернуться к началу