Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ТИНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 441

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПА́ТИНА (итал. pа́tina), тон­чай­шая плён­ка (на­лёт) раз­лич­ных цве­то­вых от­тен­ков на по­верх­но­сти из­де­лий из ме­ди, брон­зы и ла­ту­ни. Раз­ли­ча­ют П. ес­те­ст­вен­ную, об­ра­зую­щую­ся в ре­зуль­та­те окис­ле­ния ме­тал­ла под воз­дей­ст­ви­ем ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха, влаж­ной поч­вы, мор­ской во­ды, и П. ис­кус­ст­вен­ную, по­лу­чае­мую в ре­зуль­та­те на­гре­ва­ния или об­ра­бот­ки окис­ли­те­ля­ми (па­ти­ни­ро­ва­ния). Об­ра­зо­ва­ние П. под воз­дей­ст­ви­ем ес­теств. сре­ды пред­став­ля­ет со­бой вид кор­ро­зии, па­ти­ни­ро­ва­ние же яв­ля­ет­ся ви­дом ок­си­ди­ро­ва­ния ме­тал­лов.

П. в осн. при­да­ёт медь­со­дер­жа­щим из­де­ли­ям (напр., брон­зо­вой скульп­ту­ре) осо­бую кра­со­ту, ок­ра­ши­вая их в разл. от­тен­ки го­лу­бо­го, зе­лё­но­го, ко­рич­не­во­го и др. цве­тов. От­тен­ки П. за­ви­сят от со­ста­ва и строе­ния ме­тал­лич. спла­ва, со­ста­ва сре­ды и про­дол­жи­тель­но­сти со­при­кос­но­ве­ния с ней из­де­лия. Для об­ра­зо­ва­ния ес­теств. П. не­об­хо­ди­мо дли­тель­ное (от не­сколь­ких ме­ся­цев до со­тен лет и бо­лее) воз­дей­ст­вие воз­ду­ха, со­дер­жа­ще­го вла­гу и уг­ле­кис­лый газ. Ес­теств. П. де­лит­ся на т. н. бла­го­род­ную и ди­кую. Бла­го­род­ная (или ан­тич­ная) П. со­сто­ит в осн. из двух сло­ёв: внут­рен­ний – ок­сид ме­ди (I); на­руж­ный – со­ли ме­ди (про­стые, напр. кар­бо­нат ме­ди, и ком­плекс­ные). Та­кая П. – плот­ная, твёр­дая, блоки­ру­ет дос­туп ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха к по­верх­но­сти, за­щи­щая её от окис­лит. про­цес­сов, и ма­ло ад­сор­би­ру­ет вла­гу из ат­мо­сфе­ры, рас­тёт при­мер­но до 80 мкм (тол­щи­на сло­ёв мо­жет варь­и­ро­вать­ся). Ди­кая П. – рых­лая, ад­сор­би­ру­ет мно­го вла­ги из ат­мо­сфе­ры; медь с по­верх­но­сти из­де­лия не­пре­рыв­но пе­ре­хо­дит в со­ли и ок­си­ды, из-за че­го по­верх­ность из­де­лия с те­че­ни­ем вре­ме­ни ис­ка­жа­ет­ся и раз­ру­ша­ет­ся (та­кое яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся «брон­зо­вая бо­лезнь» или «рак ме­ди», воз­ни­ка­ет при уча­стии хло­рид-ио­нов и др.). П., об­ра­зую­щая­ся в ат­мо­сфе­ре пром. го­ро­дов, со­сто­ит из суль­фа­тов с при­ме­сью не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва кар­бо­на­тов и хло­ри­дов ме­ди.

Ис­кус­ств. П., как пра­ви­ло, зна­чи­тель­но тол­ще и плот­нее ес­тест­вен­ной. По­это­му слой ис­кусств. П. в зна­чит. ме­ре пре­до­хра­ня­ет из­де­лие от воз­дей­ст­вия ат­мо­сфе­ры и, сле­до­ва­тель­но, от раз­ру­ше­ния. Па­ти­ни­ро­ва­ние име­ет так­же де­ко­ра­тив­ное зна­че­ние, при­да­вая совр. ху­дож. (напр., брон­зо­вым) из­де­ли­ям вид ста­рин­ных.

В ар­хи­тек­ту­ре 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. об­ли­цо­ван­ные лис­то­вой ме­дью фа­са­ды по­кры­ва­ют­ся ис­кусств. или ес­теств. П., что яв­ля­ет­ся ча­стью ху­дож. за­мыс­ла (напр., на­уч. му­зей «Не­мо» в Ам­стер­да­ме, 1997, арх. Р. Пиа­но).

Ино­гда па­ти­ни­ро­ва­ни­ем на­зы­ва­ют так­же ок­ра­ску «под брон­зу» не­ме­тал­лич. из­де­лий, напр. скульп­ту­ры из гип­са.

Лит.: Очер­ки по ме­то­ди­ке тех­но­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, рес­тав­ра­ции и кон­сер­ва­ции древ­них ме­тал­ли­че­ских из­де­лий. М.; Л., 1935; Ку­прия­нов С. А., Кон­д­рать­ев Н. А. Из­го­тов­ле­ние брон­зо­вой скульп­ту­ры. М.; Л., 1950; Ва­силь­е­ва О. А., Франк-Ка­ме­нец­кая О. В. Ми­не­раль­ный со­став па­ти­ны на брон­зо­вом па­мят­ни­ке Ни­ко­лаю I // Гео­ло­гия, гео­эко­ло­гия, эво­лю­ци­он­ная гео­гра­фия. СПб., 2010.

Вернуться к началу