Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РУСНО-МОТО́РНОЕ СУ́ДНО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 397-398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ПА́РУСНО-МОТО́РНОЕ СУ́ДНО, суд­но с дву­мя раз­ны­ми дви­жи­те­ля­ми: мо­жет экс­плуа­ти­ро­вать­ся как па­рус­ное (ли­бо с уб­ран­ны­ми па­ру­са­ми или под па­ру­сами) с ра­бо­таю­щим ме­ха­нич. дви­жи­телем. Строи­тель­ст­во П.-м. с. на­ча­лось в 1840-х гг. В ка­че­ст­ве ме­ха­нич. дви­жите­лей вна­ча­ле ис­поль­зо­ва­лись греб­ные ко­лё­са, позд­нее греб­ные вин­ты. Для ВМФ строи­лись па­рус­но-ко­лёс­ные и па­рус­но-вин­то­вые фре­га­ты, кор­ве­ты и др. Напр., па­рус­но-вин­то­вой фре­гат «Олег» (спу­щен на во­ду 4.7.1860) во­до­из­ме­ще­ни­ем 4408 т, по­ми­мо па­рус­но­го воо­ру­же­ния, имел 6 па­ро­вых кот­лов, двух­ци­лин­д­ро­вую па­ро­вую ма­ши­ну мощ­но­стью 900 л. с. (661,95 кВт), двух­ло­па­ст­ный греб­ной винт диа­мет­ром 5,8 м, ко­то­рый при дви­же­нии под па­руса­ми под­ни­мал­ся под ва­тер­ли­ни­ей в спец. вы­рез в кор­пу­се. Гл. пре­иму­ще­ст­во П.-м. с. – воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния пе­ре­хо­дов на боль­шие рас­стоя­ния и прак­ти­че­ски не­ог­ра­ни­чен­ная ав­то­ном­ность пла­ва­ния. Экс­плуа­та­ция круп­ных П.-м. с. и ко­раб­лей пре­кра­ти­лась в кон. 19 в., од­на­ко не­боль­шие П.-м. с. стро­ят­ся до­ны­не. По­сле сер. 1940-х гг. для СССР строи­лись се­рий­но па­рус­но-мо­тор­ные шху­ны и бар­кен­ти­ны, во­до­из­ме­ще­ни­ем ок. 500 т, в осн. для учеб­ных це­лей, од­на­ко их ис­поль­зо­ва­ли так­же для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров, ка­бо­таж­ных пе­ре­во­зок и рыб­но­го про­мыс­ла. Ско­рость этих су­дов дос­ти­га­ла 9 уз (ок. 16,6 км/ч), при дви­же­нии под па­ру­сом – до 5 уз (ок. 9,2 км/ч). П.-м. с. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся для от­ды­ха и ту­риз­ма.

Вернуться к началу