ПА́РУСНО-МОТО́РНОЕ СУ́ДНО
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РУСНО-МОТО́РНОЕ СУ́ДНО, судно с двумя разными движителями: может эксплуатироваться как парусное (либо с убранными парусами или под парусами) с работающим механич. движителем. Строительство П.-м. с. началось в 1840-х гг. В качестве механич. движителей вначале использовались гребные колёса, позднее гребные винты. Для ВМФ строились парусно-колёсные и парусно-винтовые фрегаты, корветы и др. Напр., парусно-винтовой фрегат «Олег» (спущен на воду 4.7.1860) водоизмещением 4408 т, помимо парусного вооружения, имел 6 паровых котлов, двухцилиндровую паровую машину мощностью 900 л. с. (661,95 кВт), двухлопастный гребной винт диаметром 5,8 м, который при движении под парусами поднимался под ватерлинией в спец. вырез в корпусе. Гл. преимущество П.-м. с. – возможность осуществления переходов на большие расстояния и практически неограниченная автономность плавания. Эксплуатация крупных П.-м. с. и кораблей прекратилась в кон. 19 в., однако небольшие П.-м. с. строятся доныне. После сер. 1940-х гг. для СССР строились серийно парусно-моторные шхуны и баркентины, водоизмещением ок. 500 т, в осн. для учебных целей, однако их использовали также для перевозки пассажиров, каботажных перевозок и рыбного промысла. Скорость этих судов достигала 9 уз (ок. 16,6 км/ч), при движении под парусом – до 5 уз (ок. 9,2 км/ч). П.-м. с. широко применяются для отдыха и туризма.