Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРОХО́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ПАРОХО́Д, са­мо­ход­ное суд­но, на ко­то­ром в ка­че­ст­ве глав­ной энер­ге­тич. ус­та­нов­ки ис­поль­зу­ет­ся па­ро­вая ма­ши­на, при­во­ди­мая в дей­ст­вие па­ром от су­до­вых па­ро­вых кот­лов. Пер­вый па­тент на па­ро­вое суд­но с кор­мо­вым греб­ным ко­ле­сом по­лу­чил в 1736 Дж. Халлс (Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 1783 Ж. д’Аббан (Фран­ция) про­вёл пер­вое (дос­то­вер­ное) ис­пы­та­ние па­ро­во­го суд­на на р. Со­на. В США Дж. Фитч в 1787–90 по­стро­ил и экс­плуа­ти­ро­вал три П. на р. Де­ла­вэр, од­на­ко они не по­лу­чи­ли прак­тич. раз­ви­тия, что обу­слов­ле­но пре­ж­де все­го не­со­вер­шен­ст­вом па­ро­вых ма­шин. Бы­строе раз­ви­тие па­ро­во­го су­до­ход­ст­ва на­ча­лось в нач. 19 в., по­сле соз­да­ния П. «Клер­монт» (по­стро­ен в 1807 Р. Фул­то­ном) и од­но­тип­но­го с ним П. «Ко­ме­та» [созд. в 1811 Г. Бел­лом (Ве­ли­ко­бри­та­ния)]. В 1814 в США стро­ит­ся пер­вое па­ро­вое во­ен. суд­но. В Рос­сии пер­вый ко­лёс­ный П. «Ели­за­ве­та» по­стро­ен в 1815 (кур­си­ро­вал по ли­нии С.-Пе­тер­бург – Крон­штадт). В 1819 амер. па­рус­но-па­ро­вое суд­но с греб­ны­ми ко­лё­са­ми «Са­ван­на» пе­ре­сек­ло Ат­лан­ти­че­ский ок. (од­на­ко б. ч. пу­ти оно шло под па­ру­са­ми).

На пер­вых П. ус­та­нав­ли­ва­ли греб­ные ко­лё­са с ра­ди­аль­но-не­под­виж­ны­ми ло­па­стя­ми. Изо­бре­те­ние в 1829 Г. Мор­га­ном (США) греб­но­го ко­ле­са с по­во­рот­ны­ми ло­па­стя­ми по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но по­вы­сить час­то­ту вра­ще­ния ко­лёс и умень­шить их диа­метр поч­ти в 2 раза. Важ­ным ша­гом в по­вы­ше­нии мо­ре­ход­но­сти П. ста­ло при­ме­не­ние греб­но­го вин­та. На мор­ских П. в ка­че­ст­ве дви­жи­те­лей ус­та­нав­ли­ва­ли один или неск. греб­ных вин­тов. Реч­ные П. с не­боль­шой осад­кой бы­ли ко­лёс­ны­ми. На боль­ших реч­ных П. ус­та­нав­ли­ва­лись бор­то­вые ко­лё­са, на не­боль­ших – кор­мо­вые. Мощ­ность круп­ных мор­ских П. дос­ти­га­ла де­сят­ков ты­сяч л. с. Мощ­ность реч­ных П. – от не­сколь­ких де­сят­ков до де­ся­ти ты­сяч л. с.; напр., амер. ко­лёс­ный П. «Ком­мону­элт» имел мощ­ность 12000 л. с. (8830 кВт), ско­рость 20 уз (37 км/ч).

С раз­ви­ти­ем ди­зе­ле­строе­ния П. в сер. 20 в. бы­ли вы­тес­не­ны те­п­ло­хо­да­ми. На внутр. вод­ных пу­тях экс­плуа­та­ция ко­лёс­ных П. прак­ти­че­ски за­кон­чи­лась в 1960–70-е гг.

Вернуться к началу