Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРО́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ПАРО́М, суд­но для пе­ре­воз­ки че­рез вод­ные пре­гра­ды пас­са­жи­ров, без­рель­со­вых транс­порт­ных средств и ж. д. со­ста­вов. Как пра­ви­ло, вхо­дит в ком­плекс па­ром­ной пе­ре­пра­вы, ко­то­рый вклю­ча­ет так­же бе­ре­го­вые сред­ст­ва, пред­на­зна­чен­ные для пе­ре­ме­ще­ния пас­са­жи­ров и под­виж­но­го со­ста­ва с бе­ре­га на П. и об­рат­но, а так­же ав­то­мо­биль­ные и ж.-д. подъ­езд­ные пу­ти. П. для внутр. вод­ных пу­тей име­ют ма­лую осад­ку (до 0,5 м), ско­рость дви­же­ния 13–20 км/ч, во­до­из­ме­ще­ние от 10 до 1000 т, вме­сти­мость пас­са­жи­ров от 30 до 300 чел., спо­соб­ны пе­ре­во­зить груз (обыч­но ав­то­мо­би­ли с гру­зом) мас­сой до 100 т. На ко­рот­ких ли­ни­ях с ин­тен­сив­ным дви­же­ни­ем ис­поль­зу­ют П. с сим­мет­рич­ны­ми око­неч­но­стя­ми, с оди­на­ко­вы­ми но­со­вы­ми и кор­мо­вы­ми греб­ны­ми вин­та­ми и ру­ля­ми. Для вы­груз­ки ко­лёс­ной тех­ни­ки П. ос­на­ща­ют­ся по­во­рот­ны­ми мос­ти­ка­ми или ап­па­ре­ля­ми (обыч­но пе­ре­движ­ные ме­ха­ни­зир. на­клон­ные со­став­ные плат­фор­мы).

Мор­ские П. под­раз­де­ля­ют­ся на пас­са­жир­ские, ав­то­мо­биль­но-пас­са­жир­ские, ж.-д. и же­лез­но­до­рож­но-ав­то­мо­биль­ные. Ав­то­мо­биль­но-пас­са­жир­ские П. со­став­ля­ют ок. 60% об­ще­го чис­ла су­дов пас­сажир­ско­го фло­та. Ско­рость дви­же­ния мор. П. со­став­ля­ет от 16,5 (ок. 31 км/ч) до 40,5 (75 км/ч) уз, вме­сти­мость пас­са­жи­ров – до 2500 чел. и бо­лее. Для пас­са­жи­ров ча­ще все­го пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся си­дя­чие мес­та, од­на­ко не­ко­то­рые П. (для ноч­ных рей­сов) име­ют спаль­ные каю­ты. Чис­ло пе­ре­во­зи­мых ав­то­мо­би­лей мо­жет со­став­лять от 55 до 700 ед. и бо­лее. Для въез­да и вы­ез­да ав­то­мо­би­лей на П. уст­раи­ва­ют­ся ап­па­ре­ли. Для обес­пе­че­ния тре­буе­мых оса­док все П. обо­ру­ду­ют­ся бал­ла­ст­ны­ми сис­те­ма­ми. Не­ко­то­рые мор. П., как и П. для внутр. пу­тей, де­ла­ют­ся с сим­мет­рич­ны­ми но­сом и кор­мой и оди­на­ко­вы­ми но­со­вы­ми и кор­мо­вы­ми дви­жи­тель­но-ру­ле­вы­ми ком­плек­са­ми. В ка­че­ст­ве су­до­вых энер­ге­тич. ус­та­но­вок при­ме­ня­ют­ся ди­зель­ные или ди­зель-элек­трич. ус­та­нов­ки. Для мор. П. ха­рак­тер­ны по­вы­шен­ные ско­ро­сти дви­же­ния, что дос­ти­га­ет­ся в пер­вую оче­редь за счёт ис­поль­зо­ва­ния ка­та­ма­ра­нов. К нач. 21 в. до­ля ка­та­ма­ра­нов в об­щем объ­ё­ме строя­щих­ся П. со­ста­ви­ла 70%. На ли­ни­ях с ин­тен­сив­ным пас­са­жи­ро­по­то­ком (напр., че­рез Ла-Манш) при­ме­ня­ют ско­ро­ст­ные П. на возд. по­душ­ке. Наи­бо­лее слож­ны­ми па­ром­ны­ми ком­плек­са­ми яв­ля­ют­ся ж.-д. пе­ре­пра­вы. Ж.-д. П. на пе­ре­пра­ве Иль­и­чёвск – Вар­на име­ет водо­из­ме­ще­ние 24 тыс. т, дед­вейт 12–16 тыс. т. В па­ром­ный ком­плекс вхо­дят при­чал с ж.-д. пу­тя­ми для по­да­чи ва­го­нов и подъ­ём­но-пе­ре­ход­ные мос­ты. П. швар­ту­ет­ся к пир­су с по­мо­щью спец. ле­бё­док, для со­еди­не­ния П. с мос­та­ми при­ме­ня­ет­ся спец. ав­то­ма­тич. сис­те­ма сты­ков­ки.

Раз­бор­ные не­са­мо­ход­ные П. ис­поль­зу­ют­ся в вой­сках для пе­ре­воз­ки че­рез вод­ные пре­гра­ды во­ен. тех­ни­ки.

Вернуться к началу