Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРОВО́З

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 371

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. П. Чарноцкая

ПАРОВО́З, ав­то­ном­ный ло­ко­мо­тив с па­ро­си­ло­вой ус­та­нов­кой, в ко­то­рой энер­гия сжа­то­го па­ра ис­поль­зу­ет­ся для соз­да­ния си­лы тя­ги, обес­пе­чи­ваю­щей дви­же­ние по рель­со­во­му пу­ти.

В П. па­ро­си­ло­вая ус­та­нов­ка рас­по­ло­же­на на ра­ме в эки­паж­ной час­ти, в со­став ко­то­рой так­же вхо­дят: ра­ма для раз­ме­ще­ния ку­зо­ва с буд­кой (ка­би­ной) ма­ши­ни­ста; хо­до­вые те­леж­ки, пе­ре­даю­щие вес П. че­рез ко­лёс­ные па­ры на путь; рес­сор­ное под­ве­ши­ва­ние для ис­клю­че­ния толч­ков и виб­ра­ций; ап­па­ра­ты сце­п­ле­ния с ва­го­ном или др. ло­ко­мо­ти­вом. Тип П. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся чис­лом осей: пе­ред­них бе­гун­ко­вых, дви­жу­щих (сцеп­ных), оп­ре­де­ляе­мых рас­чёт­ной си­лой тя­ги и до­пус­кае­мой на­груз­кой на ко­ле­со, и под­дер­жи­ваю­щих зад­них. Ка­ж­дый тип П. име­ет свою осе­вую фор­му­лу. За­па­сы то­п­ли­ва, во­ды и смаз­ки раз­ме­ща­ют­ся обыч­но на при­це­п­лен­ной к П. те­леж­ке (тен­де­ре) ли­бо на са­мом П., на­зы­вае­мом в этом слу­чае тан­ком-па­ро­во­зом.

Историческая справка

Паровозы: 1 – Р. Тревитика "Инвикта" (Кенсингтонский музей, Великобритания); 2, 3 – Дж. Стефенсона – "Блюхер" (1814)и "Ракета" (1829); 4 – Е. А. и М. Е. Черепановых; 5 – ...

Идея соз­да­ния транс­порт­ной ма­ши­ны, са­мо­стоя­тель­но пе­ре­дви­гаю­щей­ся по рель­со­вым пу­тям, при­над­ле­жит англ. ме­ха­ни­ку Р. Тре­ви­ти­ку, ко­то­рый в 1803 соз­дал пер­вый в ис­то­рии эки­паж с па­ро­вой ма­ши­ной и по­ста­вил его на рель­сы. Ра­бо­то­спо­соб­ный П. с глад­ки­ми обо­да­ми ко­лёс (без зуб­ча­той пе­ре­да­чи) соз­дал в 1814 Дж. Сте­фен­сон, дав­ший ло­ко­мо­ти­ву назв. «Блюхер». Один из луч­ших па­ро­во­зов – «Ра­ке­та» Сте­фен­со­на раз­ви­вал ско­рость до 50 км/ч. В сер. 19 в. по­строе­ны П., ско­ро­сти ко­то­рых пре­вы­ша­ли 120 км/ч («Бол­ду­ин» в США – 125 км/ч, «Ура­ган» в Ве­ли­ко­бри­та­нии – 160,9 км/ч и др.). В кон. 1930-х гг. ско­ро­ст­ные П. на­ча­ли экс­плуа­ти­ро­вать­ся во мно­гих стра­нах. Выс­шим дос­ти­же­ни­ем эпо­хи стал ско­ро­ст­ной П. «Мал­лард» (Ве­ли­ко­бри­та­ния, 202 км/ч), от­ме­чен­ный в 1938 в Кни­ге ре­кор­дов Гин­нес­са. П. этой се­рии на­хо­ди­лись в экс­плуа­та­ции до 1966.

В Рос­сии пер­вый П. по­строи­ли Е. А. и М. Е. Че­ре­па­но­вы в 1833–34 для за­вод­ской рель­со­вой до­ро­ги на Ал­тае. П. раз­ви­вал ско­рость 13–16 км/ч с гру­зом 3,3 т. Он вы­год­но от­ли­чал­ся от за­ру­беж­ных П. удач­ны­ми ре­ше­ния­ми: го­ри­зон­таль­ным рас­по­ло­же­ни­ем ци­лин­д­ров па­ро­вой ма­ши­ны, что по­зво­ли­ло сни­зить воз­дей­ст­вие на путь; ре­вер­сив­ным ме­ха­низ­мом, обес­пе­чи­ваю­щим зад­ний ход и ма­нев­ри­ро­ва­ние.

Пер­во­на­чаль­но П. в Рос­сии на­зы­ва­ли «са­мо­кат­ной па­ро­вой ма­ши­ной», «па­ро­вой те­ле­гой» и да­же «па­ро­хо­дом». Вве­де­ние тер­ми­на «П.» при­пи­сы­ва­ют ре­дак­то­ру газ. «Се­вер­ная пче­ла» Н. И. Гре­чу (сер. 19 в.). Па­ро­во­зо­строе­ние в Рос­сии по­лу­чи­ло раз­ви­тие в сер. 1840-х гг. со строи­тель­ст­вом ж. д. С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва (ны­не Ок­тябрь­ская ж. д.). Пер­вый гру­зо­вой П. с тре­мя дви­жу­щи­ми ося­ми по­стро­ен на Алек­сан­д­ров­ском за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге в 1845. В кон. 19 – нач. 20 вв. вы­пус­ка­лись отеч. П., от­ли­чав­шие­ся вы­со­ки­ми ско­ро­стя­ми и на­дёж­ны­ми тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, что по­зво­ли­ло пре­одо­ле­вать зна­чит. рас­стоя­ния. В 1937 соз­дан ско­ро­ст­ной П. с об­те­кае­мым ко­жу­хом се­рии «ИС», раз­ви­вав­ший ско­рость до 155, а за­тем до 170 км/ч.

П. ос­та­вал­ся са­мым рас­про­стра­нён­ным ви­дом тя­ги до сер. 1950-х гг., за­ме­нён бо­лее эко­но­мич­ны­ми, мощ­ны­ми и эко­ло­ги­че­ски чис­ты­ми ло­ко­мо­ти­ва­ми – элек­тро­во­за­ми и те­п­ло­во­за­ми.

Лит.: Ива­нов П. Г. Очер­ки ис­то­рии и ста­ти­сти­ки рус­ско­го за­во­дско­го па­ро­во­зо­строе­ния. П., 1920; Хме­лев­ский А. В., Смуш­ков П. И. Па­ро­воз: (Уст­рой­ст­во, ра­бо­та и ре­монт). 2-е изд. М., 1979; Раз­ви­тие ло­ко­мо­тив­ной тя­ги / Под ред. Н. А. Фуф­рян­ско­го и др. М., 1982; Кузь­мич В. Д. Ло­ко­мо­ти­вы: Ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия. М., 1988; Ни­коль­ский А. С. Па­ро­во­зы. Се­рия С. М., 1997; Крей­нис З. Л. Очер­ки ис­то­рии же­лез­ных до­рог. Два сто­ле­тия. М., 2007.

Вернуться к началу