Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРКЕ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 354

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Орешкин

ПАРКЕ́Т (франц. parquet), не­боль­шие де­ре­вян­ные стро­ган­ные план­ки (т. н. клёп­ки) для ли­це­во­го по­кры­тия по­ла и са­мо по­кры­тие та­ко­го по­ла. Из­го­тав­ли­ва­ет­ся в осн. из твёр­дых по­род де­ре­ва – ду­ба, бу­ка, ясе­ня, клё­на и др.; на­ря­ду с на­зван­ны­ми, при­ме­ня­ет­ся дре­ве­си­на эк­зо­тич. де­ревь­ев, гл. обр. для ху­дож. П. Обыч­но П. на­сти­ла­ют в жи­лых и об­ществ. зда­ни­ях; он об­ла­да­ет вы­со­кой дол­го­веч­но­стью, эс­те­тич. при­вле­ка­тель­но­стью, эко­ло­гич­но­стью, ма­лой те­п­ло- и зву­ко­про­вод­но­стью. Для П. наи­бо­лее важ­ны та­кие тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки дре­ве­си­ны, как твёр­дость, проч­ность, ста­биль­ность раз­ме­ров при из­ме­не­нии влаж­но­сти воз­ду­ха. П. про­из­во­дят из пред­ва­ри­тель­но вы­су­шен­ной или тер­мо­ста­би­ли­зи­ро­ван­ной (об­ра­бо­тан­ной при дли­тель­ном воз­дей­ст­вии вы­со­ких тем­пе­ра­тур, ок. 230–240 °C, и дав­ле­ния, до 0,2 МПа, без до­сту­па ки­сло­ро­да, с пе­рио­дич. по­да­чей водя­но­го па­ра) дре­ве­си­ны, ко­то­рую под­вер­га­ют рас­пи­лов­ке. С 2004 в РФ за­пре­ща­ет­ся из­го­тов­ле­ние П. из дре­ве­си­ны с хи­мич. про­пит­кой.

Пар­кет­ная план­ка на кром­ках име­ет с од­ной сто­ро­ны вы­сту­паю­щую часть (гре­бень), с дру­гой – вы­ем­ку (паз). При на­стил­ке П. па­зы и греб­ни со­сед­них пла­нок сты­ку­ют­ся, бла­го­да­ря че­му про­ис­хо­дит плот­ное и свя­зан­ное ме­ж­ду со­бой со­еди­не­ние пла­нок. Дли­на план­ки 150–450 мм, ши­ри­на 30–60 мм, тол­щи­на до 30 мм. Раз­ли­ча­ют П.: штуч­ный, со­би­рае­мый на мес­те из отд. пла­нок; на­бор­ный (мо­за­ич­ный, или ху­до­же­ст­вен­ный) – вы­пол­ня­ет­ся по ин­ди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту и обыч­но со­би­ра­ет­ся в ви­де лис­тов-ков­ри­ков из пла­нок, по­доб­ран­ных по ри­сун­ку, цве­ту; щи­то­вой – план­ки, на­кле­ен­ные на ос­но­ва­ние в ви­де щи­тов из до­сок или дре­вес­но-во­лок­ни­стых плит (раз­мер щи­тов 400×400 или 800×800 мм при тол­щи­не 15–30 мм); в виде пар­кет­ной дос­ки, со­стоя­щей из ре­еч­но­го ос­но­ва­ния, по­пе­рёк ко­то­ро­го на­клеи­ва­ют план­ки (раз­ме­ры пар­кет­ных до­сок: дли­на 1200–3000 мм, ши­ри­на 145 и 160 мм, тол­щи­на 25–27 мм, в т. ч. ли­це­во­го слоя 6–8 мм). Для ук­лад­ки штуч­но­го П. су­ще­ст­ву­ют спо­со­бы: «ёлоч­ка» (клёп­ки ук­ла­ды­ва­ют под уг­лом 90° друг к дру­гу), «па­лу­ба» (клёп­ки рас­по­ла­га­ют­ся враз­беж­ку па­рал­лель­но друг дру­гу в про­доль­ном на­прав­ле­нии), «пря­мой квад­рат» (че­ре­до­ва­ние па­рал­лель­но уло­жен­ных не­сколь­ких клё­пок в про­доль­ном и по­пе­реч­ном на­прав­ле­ни­ях) и др. Уст­рой­ст­во штуч­но­го и мо­за­ич­но­го П. – тру­до­ём­кий про­цесс, ко­то­рый тре­бу­ет вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции ра­бо­чих. Пар­кет­ные дос­ки и щи­то­вой П. из­го­тав­ли­ва­ют на за­во­дах, что уп­ро­ща­ет их на­стил­ку и сни­жа­ет тру­до­ём­кость.

П. ук­ла­ды­ва­ет­ся на тща­тель­но под­готов­лен­ное ров­ное ос­но­ва­ние из рас­твор­ной стяж­ки, до­сок, фа­не­ры, дре­вес­но-во­лок­ни­стых плит или по ла­гам. П. скре­п­ля­ет­ся с ос­но­ва­ни­ем с по­мо­щью пар­кет­но­го клея, сталь­ных или мед­ных на­ге­лей ли­бо гвоз­дей, за­би­вае­мых в па­зы. Гвоз­ди и на­ге­ли ис­поль­зу­ют при на­стил­ке П. по де­рев. ос­но­ва­нию. Для уве­ли­че­ния сро­ка служ­бы П. при­ме­ня­ют мас­тич­ные или ла­ко­вые по­кры­тия. П. уст­раи­ва­ют в ота­п­ли­вае­мых и ре­гу­ляр­но про­вет­ри­вае­мых по­ме­ще­ни­ях.

Пер­во­на­чаль­но П. во Фран­ции на­зы­ва­ли ма­лень­кий парк, в 14–17 вв. – ог­ра­ж­дён­ную для ау­ди­ен­ции часть за­ла с ков­ром на по­лу. В 17 в. ме­сто ков­ра за­нял на­стил из бру­сков де­ре­ва (под назв. «ду­бо­вый кир­пич» в Рос­сии), ко­то­рый так­же ста­ли на­зы­вать П. Луч­шие об­раз­цы отеч. П. 18–19 вв. со­хра­ни­лись в Ки­тай­ском двор­це в Ора­ни­ен­бау­ме (Ло­мо­но­со­ве), Ека­те­ри­нин­ском Цар­ско­сель­ском, Пав­лов­ском и Гат­чин­ском двор­цах и Зим­нем двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге, в Ос­тан­кин­ском двор­це-му­зее и в Боль­шом Крем­лёв­ском двор­це в Мо­ск­ве. Ху­дож. эф­фект этих П. соз­да­ёт­ся бла­го­да­ря слож­но­му ри­сун­ку, ис­поль­зо­ва­нию раз­ных по цве­ту по­род де­ре­ва (по­ли­хро­мия), а так­же то­наль­ной иг­ре сло­ёв дре­ве­си­ны, воз­ни­каю­щей от пе­ре­ме­ны ос­ве­ще­ния отд. уча­ст­ков пар­ке­та.

Лит.: Со­ловь­ев К. А. Рус­ский ху­до­же­ст­вен­ный пар­кет. М., 1953; Рус­ский ху­до­же­ст­вен­ный пар­кет XVIII – на­ча­ла XX в.: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2003; Са­мой­лов В. С., Ле­вад­ный В. С. Уст­рой­ст­во и ре­монт по­лов. М., 2011.

Вернуться к началу