Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОГРА́НКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 669-670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОГРА́НКА, 1) тех­но­ло­гич. про­цесс ме­ха­нич. об­ра­бот­ки дра­го­цен­ных и по­де­лоч­ных кам­ней (са­мо­цве­тов) для при­да­ния им фор­мы мно­го­гран­ни­ка. Пер­вый этап О. – раз­дел­ка кам­ней на за­го­тов­ки пу­тём рас­ка­лы­ва­ния или рас­пи­ли­ва­ния, вто­рой – соз­да­ние гра­ней шли­фо­ва­ни­ем, тре­тий – по­ли­ро­ва­ние, при­даю­щее гра­ням зер­каль­ный блеск. 2) Фор­ма, ко­то­рую име­ет ка­мень по­сле об­ра­бот­ки (рис. 1).

Рис. 2. Колье из самоцветов.
Рис. 1. Виды и формы огранки самоцветов: а – розой с числом граней 12 (1), 18 (2), 72 (3); б – полубриллиантовая; в – бриллиантовая с числом граней 56 (1, 6, 7, 8), 100 (2), 72 (3, 5...

О. при­да­ёт эс­те­тич. фор­му, вы­яв­ля­ет при­род­ную кра­со­ту кам­ня и спе­ци­фи­чес­кие для не­го цвет, блеск, про­зрач­ность, дис­пер­сию све­та, пле­ох­ро­изм и др., пол­но­стью или час­тич­но уст­ра­ня­ет при­род­ные по­ро­ки (вклю­че­ния, тре­щи­ны, вы­ко­лы и др.). Ис­ход­ное сы­рьё для из­го­тов­ле­ния са­мо­цве­тов: при­род­ные и синте­тич. про­зрач­ные са­мо­цве­ты с вы­со­ким по­ка­за­те­лем пре­лом­ле­ния и дис­пер­си­ей све­та, об­ла­даю­щие твёр­до­стью, кра­си­вым цве­том разл. от­тен­ков (ал­маз, изум­руд, ру­бин, сап­фир, шпи­нель, ак­ва­ма­рин, то­паз, тур­ма­лин и др.); по­лу­про­зрач­ные и не­про­зрач­ные кам­ни (рис. 2) с кра­си­вым цве­том и дос­та­точ­ной твёр­до­стью (агат, сер­до­лик, яш­ма, би­рю­за, ма­ла­хит и др.), а так­же са­мо­цве­ты с иг­рой цве­та в от­ра­жён­ном све­те (опал, лун­ный ка­мень, пер­ла­мутр и др.). Тех­но­ло­гию О. оп­ре­де­ля­ют в за­ви­си­мо­сти от при­род­ной фор­мы, раз­ме­ра кри­стал­лов, их про­зрач­но­сти и др., стрем­ле­ния мак­си­маль­но со­хра­нить мас­су кам­ня, учесть не­рав­но­мер­ность рас­пре­де­ле­ния ок­ра­ски, на­ли­чия вклю­че­ний, тре­щин и др. по­ро­ков. При О. ста­чи­ва­ет­ся от 20 до 50% мас­сы ис­ход­но­го сы­рья. Фор­ма кам­ней мо­жет быть квад­рат­ной, пря­мо­уголь­ной, ром­бо­вид­ной, оваль­ной, гру­ше­вид­ной, серд­це­вид­ной, ка­п­ле­об­раз­ной (для под­ве­сок) – брио­лет, пан­де­лок; эл­лип­со­вид­ной – мар­ки­за или чел­но­чок, «мас­ли­на» или «олив­ка» и др. Ви­ды и фор­мы ог­ран­ки са­мо­цве­тов раз­лич­ны. Для про­зрач­ных ми­не­ра­лов наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны ви­ды ог­ран­ки: ро­зой – от 12 до 72 бо­ко­вых гра­ней; про­стая по­лу­брил­ли­ан­то­вая от 12 до 32 бо­ко­вых гра­ней; брил­ли­ан­то­вая от 48 до 240 и бо­лее бо­ко­вых гра­ней. При та­кой О. ми­не­рал по­кры­ва­ет­ся мно­го­чис­лен­ны­ми пло­ски­ми по­верх­но­стя­ми – фа­се­та­ми. Брил­ли­ан­то­вая ог­ран­ка (см. Брил­ли­ант) при­да­ёт кам­ню макс. блеск и иг­ру све­та (рис. 3). Для кам­ней квад­рат­ной, пря­мо­уголь­ной, ром­бо­вид­ной и др. форм при­ме­ня­ет­ся: сту­пен­ча­тая О. (фа­се­ты рас­по­ла­га­ют­ся друг над дру­гом, фор­ма верх­ней пло­щад­ки – мно­го­уголь­ник, бо­ко­вые гра­ни име­ют фор­му тра­пе­ций или рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков); О. клинь­я­ми (все верх­ние бо­ко­вые и уг­ло­вые гра­ни – тре­уголь­ные; че­ты­ре бо­ко­вые гра­ни ком­би­ни­ру­ют­ся у ка­ж­до­го реб­ра верх­ней пло­щад­ки, об­ра­зуя при этом че­ты­ре че­ты­рёх­гран­ные пи­ра­ми­ды с ос­но­ва­ния­ми в ви­де тра­пе­ции) или сме­шан­ная. О. ка­бо­шо­ном (са­мый древ­ний вид О., при­да­ёт по­верх­но­сти кам­ня че­че­ви­це­об­раз­ную, вы­пук­ло-во­гну­тую или вы­пук­ло-пло­скую фор­му) ис­поль­зу­ет­ся для об­ра­бот­ки не­про­зрач­ных или по­лу­про­зрач­ных ми­не­ра­лов – би­рю­зы, ла­зу­ри­та, опа­ла, лун­но­го кам­ня, а ино­гда и про­зрач­ных, имею­щих при­род­ные по­ро­ки, – сап­фи­ра, изум­ру­да и др.

Рис. 3. Голубой бриллиант, огранённый в форме сердца.

От­ли­чит. осо­бен­ность боль­шин­ст­ва под­вер­гае­мых ог­ран­ке ми­не­ра­лов – их вы­со­кая твёр­дость, что обу­слов­ли­ва­ет при­ме­не­ние поч­ти на всех эта­пах об­ра­бот­ки ал­маз­но­го ин­ст­ру­мен­та. О. ал­ма­зов при из­го­тов­ле­нии брил­ли­ан­тов про­из­во­дит­ся на чу­гун­ном дис­ке (план­шай­бе), ша­ро­жи­ро­ван­ным ал­маз­ным по­рош­ком, с по­мо­щью квад­ран­та и мно­го­числ. при­спо­соб­ле­ний, по­зво­ляю­щих на­но­сить гра­ни под стро­го оп­ре­де­лён­ны­ми уг­ла­ми. При О. ми­не­ра­лов-са­мо­цве­тов гра­ни на­но­сят­ся на гра­ниль­ном стан­ке, имею­щем при­спо­соб­ле­ние для от­счё­та гра­ней (квад­рант-уг­ло­мер). Для по­ли­ров­ки са­мо­цве­тов при­ме­ня­ют­ся план­шай­бы (кру­ги) из спла­вов оло­ва и свин­ца, по­верх­ность ко­то­рых на­се­ка­ет­ся за­то­чен­ной сталь­ной пла­стин­кой. Рис­ки, по­лу­чен­ные пу­тём на­сеч­ки, за­дер­жи­ва­ют по­ли­ро­валь­ный по­ро­шок от сбра­сы­ва­ния во вре­мя вра­ще­ния план­шай­бы. По­ли­ро­валь­ный по­ро­шок под­би­ра­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от твёр­до­сти об­ра­ба­ты­вае­мо­го ми­не­ра­ла; это – ок­си­ды хро­ма, же­ле­за, алю­ми­ния, тре­пел и др.

О. са­мо­цве­тов для юве­лир­ных из­де­лий (ка­бо­шо­ном) при­ме­ня­лась уже в 3-м тыс. до н. э. (Древ­ний Еги­пет, го­су­дар­ст­ва Дву­ре­чья). В ан­тич­ный пе­ри­од и в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье О. за­клю­ча­лась гл. об­р. в по­ли­ров­ке ес­теств. гра­ней ал­ма­за. Пер­вое наи­бо­лее круп­ное обоб­ще­ние «О по­ли­ров­ке дра­го­цен­ных кам­ней», вы­пол­нен­ное в Ев­ро­пе Тео­фи­лом, от­но­сит­ся к 1100. В 12–13 вв. в Ев­ро­пе по­яви­лись шли­фо­валь­ные мель­ни­цы. О. ал­ма­зов на­ча­ли за­ни­мать­ся в 14 в. в Ве­не­ции; в 1456 в Гол­лан­дии изо­бре­ли гра­ниль­ный ста­нок, там же впер­вые при­ме­ни­ли для О. ал­ма­зов ал­маз­ный по­ро­шок, за­тем во Флан­д­рии в 15 в. бы­ла изо­бре­те­на брил­ли­ан­то­вая ог­ран­ка. До это­го вре­ме­ни ал­маз­ным по­рош­ком лишь по­ли­ро­ва­ли ес­те­ств. гра­ни кри­стал­лов ал­ма­за или по­кры­ва­ли его мно­го­чис­лен­ны­ми бес­по­ря­доч­но рас­по­ло­жен­ны­ми мел­ки­ми гра­ня­ми. В Рос­сии до 18 в. осн. вид О. – ка­бо­шо­ном. Раз­ви­тие ис­кус­ст­ва О. свя­за­но с соз­да­ни­ем в 1725 Пе­тер­гоф­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ки (по ука­зу Пет­ра I) и в 1751 Ека­те­рин­бург­ской камнерезной и шлифовальной фабрики. В 19 и 20 вв. про­цесс О. ме­ха­ни­зи­ру­ет­ся, по­яв­ля­ют­ся но­вые, бо­лее со­вер­шен­ные стан­ки, при­спо­соб­ле­ния и ин­ст­ру­мен­ты. Для тех­нич. це­лей из вы­со­ко­твёр­дых при­род­ных и ис­кус­ст­вен­ных ми­не­ра­лов из­го­тав­ли­ва­ют разл. ин­ст­ру­мен­ты (рез­цы, свёр­ла, во­ло­ки, филь­е­ры, де­та­ли к точ­ным при­бо­рам, стек­ло­ре­зы и др.). В кон. 20 – нач. 21 вв. раз­ра­бо­та­ны ма­те­ма­тич. мо­де­ли и ком­пь­ю­тер­ные про­грам­мы О., спо­соб­ные су­ще­ст­вен­но уве­ли­чить эф­фек­тив­ность тру­да юве­ли­ров; это по­мо­жет раз­ра­бо­тать но­вые ва­ри­ан­ты О., из­бе­жать экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния ме­то­дом проб и оши­бок на до­ро­го­стоя­щем ре­аль­ном ма­те­риа­ле.

Лит.: Ан­д­ре­ев В. Н. Ог­ран­ка са­мо­цве­тов. М., 1957–1958. Т. 1–2; Банк Г. В ми­ре са­мо­цве­тов. М., 1979; То­ка­рев Г. Все о дра­го­цен­ных кам­нях. М., 2012.

Вернуться к началу