Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕФТЕБА́ЗА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 542

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Ф. Дьяченко

НЕФТЕБА́ЗА, пред­при­ятие по обес­пе­че­нию приё­ма, хра­не­ния и от­груз­ки неф­ти и неф­те­про­дук­тов с ре­зер­ву­ар­ным пар­ком и ком­плек­сом зда­ний, со­ору­же­ний и ин­же­нер­ных ком­му­ни­ка­ций про­из­водств. и вспо­мо­гат. на­зна­че­ния. В за­ви­си­мо­сти от об­щей вме­сти­мо­сти ре­зер­ву­ар­но­го пар­ка Н. де­лят­ся на ка­те­го­рии: I – св. 100 000 м3; II – от 20 000 м3 до 100 000 м3; III – 20 000 м3 и ме­нее. По ве­ли­чи­не го­до­во­го гру­зо­обо­ро­та (тыс. т/г.) Н. под­раз­де­ля­ют­ся на 5 клас­сов: 1-й – от 500 и бо­лее, 2-й – от 100 до 500, 3-й – от 50 до 100, 4-й – от 20 до 50, 5-й – 20 и ме­нее. Н. клас­си­фи­ци­ру­ют по ха­рак­те­ру тех­но­ло­гич. опе­ра­ций, на­зна­че­нию, спо­со­бу снаб­же­ния и но­менк­ла­ту­ре хра­ни­мых неф­те­про­дук­тов.

По ха­рак­те­ру опе­ра­ций раз­ли­ча­ют Н. пе­ре­ва­лоч­ные, рас­пре­де­ли­тель­ные и пе­ре­ва­лоч­но-рас­пре­де­ли­тель­ные. Пе­ре­ва­лоч­ные Н. пред­на­зна­че­ны для приё­ма боль­ших пар­тий неф­ти и неф­те­про­дук­тов и пе­ре­груз­ки их мень­ши­ми пар­тия­ми с од­но­го ви­да транс­пор­та на дру­гой, напр. с ж.-д. и тру­бо­про­вод­но­го в неф­те­на­лив­ные су­да. Рас­пре­де­лит. Н. осу­ще­ст­в­ля­ют при­ём, хра­не­ние и рас­пре­де­ле­ние неф­те­про­дук­тов в тер­ри­то­ри­аль­но ог­ра­ни­чен­ном рай­оне об­слу­жи­ва­ния; неф­те­про­дук­ты на та­кие Н. дос­тав­ля­ют­ся разл. ви­да­ми транс­пор­та, а по­тре­би­те­лям пе­ре­во­зят­ся пре­им. ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том, в т. ч. в мел­кой та­ре. Пе­ре­ва­лоч­но-рас­пре­де­лит. Н. в сво­ей дея­тель­но­сти со­вме­ща­ют функ­ции пе­ре­ва­лоч­ных и рас­пре­де­ли­тель­ных.

По на­зна­че­нию Н. под­раз­де­ля­ют­ся на опе­ра­тив­ные и Н. хра­не­ния. Опе­ра­тив­ные обес­пе­чи­ва­ют при­ём и от­груз­ку неф­те­про­дук­тов в со­от­вет­ст­вии с ут­вер­ждён­ным гра­фи­ком за­во­за-вы­во­за. На Н. хра­не­ния неф­те­про­дук­ты мо­гут раз­ме­щать­ся в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни и, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти, удов­ле­тво­рять ме­ст­ную по­треб­ность в неф­те­про­дук­тах, а так­же ком­пен­си­ро­вать не­рав­но­мер­ность по­сту­п­ле­ния и по­треб­ле­ния неф­те­про­дук­тов.

По спо­со­бу снаб­же­ния (в со­от­вет­ст­вии с ви­дом транс­пор­та, за­дей­ст­во­ван­ным на пе­ре­воз­ках неф­те­про­дук­тов) раз­ли­ча­ют Н. же­лез­но­до­рож­ные, тру­бо­про­вод­ные, вод­ные, ав­то­мо­биль­ные и сме­шан­но­го ти­па (вод­но-же­лез­но­до­рож­ные, тру­бо­про­вод­но-же­лез­но­до­рож­ные и т. п.). В труд­но­дос­туп­ных райо­нах снаб­же­ние Н. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся возд. транс­пор­том.

В за­ви­си­мо­сти от но­менк­ла­ту­ры хра­ни­мых неф­те­про­дук­тов со­ору­жа­ют Н. для лег­ко­вос­пла­ме­няю­щих­ся и го­рю­чих неф­те­про­дук­тов, а так­же Н. об­ще­го хра­не­ния.

Н. стро­ят обыч­но на ров­ных пло­щад­ках вбли­зи ис­точ­ни­ков во­до- и энер­го­снаб­же­ния. Вод­ные Н. рас­по­ла­га­ют ни­же (по те­че­нию ре­ки) при­ча­лов, реч­ных во­кза­лов, ГЭС и т. п.

Вернуться к началу