Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАДДУ́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Калинин

НАДДУ́В, по­вы­ше­ние дав­ле­ния га­за на вхо­де ком­прес­со­ра, дви­га­те­ля или в сис­те­мах то­п­ли­во­по­да­чи для обес­пе­че­ния ус­той­чи­вой ра­бо­ты этих уст­ройств и по­вы­ше­ния их эф­фек­тив­но­сти. Н. обыч­но при­ме­ня­ют с це­лью по­вы­ше­ния мощ­но­сти (на 20–45%) без уве­ли­че­ния мас­сы и га­ба­ри­тов дви­га­те­ля, а так­же для ком­пен­са­ции па­де­ния мощ­но­сти в ус­ло­ви­ях вы­со­ко­го­рья.

Раз­ли­ча­ют аг­ре­гат­ный и без­аг­ре­гат­ный Н. Аг­ре­гат­ный Н. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ком­прес­со­ра, тур­бо­ком­прес­со­ра или ком­би­ни­ро­ван­но. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в дви­га­те­лях внутр. сго­ра­ния поч­ти на всех ви­дах транс­порт­ных ди­зе­лей (су­до­вых, те­п­ло­воз­ных, трак­тор­ных). На­пол­не­ние ци­лин­д­ра дви­га­те­ля то­п­лив­но-возд. сме­сью и по­вы­ше­ние ср. эф­фек­тив­но­го дав­ле­ния цик­ла дос­ти­га­ет­ся по­вы­ше­ни­ем дав­ле­ния воз­ду­ха с по­мо­щью объ­ём­но­го ком­прес­со­ра (напр., ти­па «Рутс»). При­вод ком­прес­со­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но от ко­лен­ча­то­го ва­ла дви­га­те­ля, что нес­коль­ко сни­жа­ет его кпд. В тур­бо­ком­прес­со­ре, для при­во­да ко­то­ро­го ис­поль­зу­ет­ся энер­гия от­ра­бо­тав­ших га­зов, тур­бо­над­дув ис­поль­зу­ет­ся для по­вы­ше­ния ко­неч­но­го дав­ле­ния га­за на вы­хо­де ком­прес­со­ра при не­зна­чит. по­вы­ше­нии дав­ле­ния на вхо­де. Не­смот­ря на бо­лее вы­со­кую, чем для ком­прес­со­ров ти­па «Рутс», ско­рость вра­ще­ния ро­то­ра (до 200000 об/мин), при­ме­не­ние тур­бо­над­ду­ва по­вы­ша­ет кпд и эко­но­мич­ность дви­га­те­ля.

Наи­боль­шее при­ме­не­ние в без­аг­ре­гат­ном спо­со­бе по­лу­чил ди­на­мич. Н. (на­зы­вае­мый так­же инер­ци­он­ным, ре­зо­нанс­ным, аку­стич.), в ко­то­ром ис­поль­зу­ет­ся ки­не­тич. энер­гия объ­ё­ма воз­ду­ха во впу­ск­ных кол­лек­то­рах. Та­кой спо­соб Н. при не­су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ни­ях в кон­ст­рук­ции тру­бо­про­во­дов по­зво­ля­ет до­бить­ся по­вы­ше­ния ко­эф­фи­ци­ен­та их на­пол­не­ния до зна­че­ний 0,92E 0,96 в ши­ро­ком диа­па­зо­не час­то­ты вра­ще­ния ва­ла дви­га­те­ля. В ра­кет­ной и авиац. тех­ни­ке Н. при­ме­ня­ет­ся для соз­да­ния из­бы­точ­но­го дав­ле­ния в то­п­лив­ных ём­ко­стях для пре­дот­вра­ще­ния ка­ви­та­ции в на­со­сах и обес­пе­че­ния их ус­той­чи­вой ра­бо­ты.

Лит.: Па­тра­халь­цев Н. Н. Над­дув дви­га­те­лей внут­рен­не­го сго­ра­ния. М., 2003; Па­тра­халь­цев Н. Н., Са­ва­стен­ко А. А. Фор­си­ро­ва­ние дви­га­те­лей внут­рен­не­го сго­ра­ния над­ду­вом. М., 2003; Сто­рер Дж., Джекс Б. Мощ­ность. Тю­нинг дви­га­те­ля. М., 2005; Уор­нер М. Тур­бо­над­дув как ра­ди­каль­ное сред­ст­во по­вы­ше­ния мощ­но­сти. М., 2009.

Вернуться к началу