Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЯСИ́ЩЕВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 622

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Смирнов

МЯСИ́ЩЕВ Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич [15(28).9.1902, г. Еф­ре­мов Туль­ской губ., ны­не Туль­ской обл. – 14.10.1978, Мо­ск­ва], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, ген.-м.-инж. (1944), Ге­рой Соц. Тру­да (1957), засл. де­ят. нау­ки и тех­ни­ки РСФСР (1972). По­сле окон­ча­ния МВТУ (1926) ра­бо­тал в ЦАГИ в КБ А. Н. Ту­по­ле­ва; уча­ст­во­вал в соз­да­нии са­мо­лё­тов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Мак­сим Горь­кий»; с 1934 нач. бри­га­ды экс­пе­рим. са­мо­лё­тов, в 1936 соз­дал бом­бар­ди­ров­щик-тор­пе­до­но­сец АНТ-41 (Т-1). В 1936 от­ко­ман­ди­ро­ван в США на за­во­ды «Ду­глас». По воз­враще­нии в 1937–38 ру­ково­дил на за­во­де № 84 (г. Хим­ки) пе­ре­ра­бот­кой до­ку­мен­та­ции для вне­дре­ния в про­из-во ли­цен­зи­он­но­го са­мо­лё­та Douglas (Ду­глас) DC-3 (в но­яб. 1938 со­б­ран пер­вый са­мо­лёт; из­на­чаль­но на­зы­вал­ся ПС-84, с сент. 1942 – Ли-2); при его по­строй­ке был ос­во­ен пе­ре­до­вой пла­зо­во-шаб­лон­ный ме­тод, вне­дрён­ный за­тем на всех авиац. за­во­дах СССР. В 1938–40 ре­прес­си­ро­ван; на­хо­дясь в за­клю­че­нии, ра­бо­тал в ЦКБ-29 НКВД (на тер­ри­то­рии моск. авиац. за­во­да № 156) под рук. В. М. Пет­ля­ко­ва; там же М. са­мо­стоя­тель­но раз­ра­бо­тал про­ект даль­не­го вы­сот­но­го бом­бар­ди­ров­щи­ка ДВБ-102. В 1940, по­сле ос­во­бо­ж­де­ния, воз­гла­вил по­строй­ку са­мо­лё­та на за­во­де № 22 (Фи­ли, пер­вый взлёт в 1942 в Ом­ске, лёт­ные ис­пы­та­ния за­вер­ши­лись в 1946). Это был пер­вый отеч. са­мо­лёт с гер­ме­тич­ны­ми ка­би­на­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми нор­маль­ные фи­зио­ло­гич. ус­ло­вия для ра­бо­ты эки­па­жа, ди­стан­ци­он­ным управ­ле­ни­ем стрел­ко­во-пу­шеч­ным воо­ру­же­ни­ем, шас­си с но­со­вым ко­ле­сом.

По­сле ги­бе­ли В. М. Пет­ля­ко­ва с 1943 М. – гл. кон­ст­рук­тор и ру­ко­во­ди­тель опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских от­де­лов на за­во­де № 22 в Ка­за­ни, се­рий­но вы­пус­каю­щем пи­ки­рую­щий бом­бар­ди­ров­щик Пе-2 и его мо­ди­фи­ка­ции. В нач. 1944 раз­ра­бо­тал днев­ной пи­ки­рую­щий бом­бар­ди­ров­щик Пе-2И со ско­ро­стью по­лё­та, пре­вы­шаю­щей ско­рость нем. ис­тре­би­те­лей. В 1945 ди­рек­тор и гл. кон­ст­рук­тор ОКБ моск. за­во­да № 482. Здесь им соз­да­ны эс­киз­ные про­ек­ты че­ты­рёх­мо­тор­ных даль­них бом­бар­ди­ров­щи­ков ДВБ-202 и ДВБ-302, даль­ний ис­тре­би­тель со­про­во­ж­де­ния (ДИС); на­ча­лось из­го­тов­ле­ние ма­ке­та тур­бо­ре­ак­тив­но­го бом­бар­ди­ров­щи­ка РБ-17 с 4 дви­га­те­ля­ми. В февр. 1946 ОКБ М. рас­фор­ми­ро­ва­но, М. на­прав­лен на пре­по­да­ва­тель­скую ра­бо­ту в МАИ (в 1946–51 зав. ка­фед­рой, де­кан са­мо­лё­то­строит. ф-та, проф. с 1947).

М. 24.3.1951 на­зна­чен гл. кон­ст­рук­то­ром ОКБ-23, с 1956 – ге­не­раль­ным кон­ст­рук­то­ром (осе­нью 1960 ОКБ рас­фор­ми­ро­ва­но). В 1953 взле­тел пер­вый в СССР тур­бо­ре­ак­тив­ный стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щик М-4, в 1956 – са­мо­лёт 3М. Од­но­вре­мен­но пи­ло­ты ОКБ М. от­ра­ба­ты­ва­ли за­прав­ку в воз­ду­хе «штан­га-ко­нус», став­шую в авиа­ции ми­ра ос­нов­ной. В это же вре­мя в ОКБ-23 раз­ра­ба­ты­ва­ли про­ект 3-сту­пен­ча­той ра­кет­ной сис­те­мы, в 1957–60 – про­ек­ты пер­во­го сов. кос­мо­пла­на, сверх­зву­ко­вой стра­те­гич. ра­ке­то­но­сец М-50, ра­ке­то­но­сец 3МД (на ос­но­ве са­мо­лё­та 3М). В 1960–67 М. – на­чаль­ник ЦАГИ.

В 1967–78 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор Экс­пе­рим. ма­ши­но­стро­ит. за­во­да (ЭМЗ; с 1981 име­ни М.). За эти го­ды под рук. М. соз­дан про­ект вы­сот­но­го доз­ву­ко­во­го са­мо­лё­та М-17 «Стра­то­сфе­ра» для пе­ре­хва­та дрей­фую­щих аэ­ро­ста­тов (в 1978 из­го­тов­лен пер­вый лёт­ный об­ра­зец) и его мо­ди­фи­ка­ция М-55 «Гео­фи­зи­ка». От­ра­бо­та­на прин­ци­пи­аль­ная схе­ма воз­душ­но-кос­мич. са­мо­лё­та, ко­то­рая с вклю­чени­ем ЭМЗ в со­став НПО «Мол­ния» в 1976 лег­ла в ос­но­ву аэ­ро­ди­на­мич. схе­мы бу­ду­ще­го КК «Бу­ран». На­ча­та раз­ра­бот­ка транс­пор­ти­ров­щи­ка – са­мо­лё­та-но­си­те­ля 3М-Т (позд­нее на­зван его име­нем – ВМ-Т «Ат­лант»); в 1981 со­сто­ял­ся пер­вый по­лёт; со­вер­ше­но бо­лее 150 по­лё­тов по дос­тав­ке на кос­мо­дром Бай­ко­нур всех круп­но­га­ба­рит­ных эле­мен­тов кос­мич. ком­плек­сов «Энер­гия» и «Бу­ран». На ЭМЗ соз­дан гер­ме­тич­ный мо­дуль ка­би­ны «Бу­ра­на» с сис­те­ма­ми жиз­не­обес­пе­че­ния и её ава­рий­но­го по­ки­да­ния (по­доб­ной сис­те­мы на КК «Шаттл» нет). На са­мо­лё­тах 3М и М-4 ус­та­нов­ле­но 19, на М-17 и М-55 со­от­вет­ст­вен­но 25 и 16 ми­ро­вых ре­кор­дов.

Ле­нин­ская пр. (1957). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1945, 1957, 1962).

Лит.: За­ха­ров В. А. В. М. Мя­си­щев – авиа­ци­он­ный роз­мысл XX в. 2-е изд. М., 2007; Яку­бо­вич Н. В. Мя­си­щев. Не­удоб­ный ге­ний. М., 2008.

Вернуться к началу