Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУСКУЛОЛЁТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 506

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Макаров

МУСКУЛОЛЁТ, ле­та­тель­ный ап­па­рат, при­во­ди­мый в дви­же­ние мус­куль­ной энер­ги­ей пи­ло­та. Раз­ли­ча­ют М. са­мо­лёт­ной, вер­то­лёт­ной ком­по­нов­ки и М. с ма­шу­щи­ми крыль­я­ми (см. Ма­хо­лёт). Наи­бо­лее из­вест­ны М. са­мо­лёт­ной схе­мы с возд. вин­том, при­во­ди­мым в дви­же­ние но­га­ми (ино­гда до­пол­ни­тель­но ру­ка­ми) пи­ло­та. Тре­ни­ро­ван­ный пи­лот раз­ви­ва­ет мощ­ность от 1 кВт (в пер­вую се­кун­ду) до 0,2–0,4 кВт в по­сле­дую­щие 20 мин ра­бо­ты. По­это­му М. дол­жен об­ла­дать вы­со­ким (бо­лее 30) аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­вом (от­но­ше­ние подъ­ём­ной си­лы, дей­ст­вую­щей на ЛА, к аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­нию) при взлёт­ной мас­се не бо­лее 100–120 кг. Та­кие тре­бо­ва­ния труд­но вы­пол­ни­мы при по­лё­те на М.-вер­то­лё­те и М. с ма­шу­щим кры­лом.

В Рос­сии и СССР строи­лись М. всех ти­пов: са­мо­лёт­ной схе­мы с пе­даль­ным при­во­дом тя­ну­ще­го вин­та (1935, С. Чен­чи­ков­ский), с ма­шу­щи­ми кон­ца­ми крыль­ев (1908, А. В. Шиу­ков), с ма­шу­щи­ми крыль­я­ми (1921, 1934) и би­план­ной схе­мы (1935, БИЧ-18; оба – Б. И. Че­ра­нов­ский), М.-ма­хо­лёт «Икар-6» (1996, С. А. Топ­ты­гин) и др.

За­ру­беж­ные М. в осн. бы­ли вы­пол­не­ны по са­мо­лёт­ной схе­ме. Наи­бо­лее удач­ные из них: «Сторк-1» (1976, Япо­ния, по­лёт на рас­стоя­ние 2,024 км); «Юпи­тер» (1977, Ве­ли­ко­бри­та­ния, по­лёт на рас­стоя­ние 1,071 км). В 1979 на М. «Гос­са­мер Аль­бат­рос» (мас­са 31,8 кг, взлёт­ная мас­са 97,5 кг, раз­мах кры­ла 28,75 м, ско­рость 19,3 км/ч) кон­ст­рук­ции П. Мак-Кри­ди (США) со­вер­шён пе­ре­лёт че­рез прол. Па-де-Ка­ле. В 1988 на М. «Де­дал» (раз­мах кры­ла 34,14 м, мас­са 31,75 кг) – пе­ре­лёт с о. Крит на о. Сан­то­рин (119 км за 3 ч 54 мин).

Вернуться к началу