Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОТОЦИ́КЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 333-334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ловцов

МОТОЦИ́КЛ (от мо­то... и греч. ϰύϰλος – круг, ко­ле­со), двух­ко­лёс­ное транс­порт­ное сред­ст­во с бо­ко­вым при­це­пом (ко­ля­ской) ли­бо без не­го, имею­щее дви­га­тель внутр. сго­ра­ния объ­ё­мом бо­лее 50 см3 (в слу­чае при­ме­не­ния элек­тро­дви­га­те­ля – но­ми­наль­ная мощ­ность св. 4 кВт). Мас­са М. не пре­вы­ша­ет 400 кг; чис­ло по­са­доч­ных мест не бо­лее трёх, вклю­чая ме­сто во­ди­те­ля. К М. от­но­сят­ся так­же трёх- (три­цик­лы) и че­ты­рёх­ко­лёс­ные (квад­ро­цик­лы) транс­порт­ные сред­ст­ва, имею­щие макс. мас­су не бо­лее 400 кг. Раз­но­вид­ность М., от­ли­чаю­щую­ся бо­лее ком­фор­та­бель­ной по­сад­кой во­ди­те­ля («как на сту­ле»), на­зы­ва­ют мо­то­рол­ле­ром.

Рис. 1. Дорожный мотоцикл.

М. со­сто­ит из не­сколь­ких групп ме­ха­низ­мов: дви­га­те­ля, транс­мис­сии, хо­до­вой час­ти, элек­тро­обо­ру­до­ва­ния – смон­ти­ро­ван­ных на труб­ча­той ра­ме. Од­но- или мно­го­ци­лин­д­ро­вый дви­га­тель мо­жет быть двух­такт­ным или че­ты­рёх­такт­ным, диа­па­зон мощ­но­стей дви­га­те­лей со­став­ля­ет от 22 кВт (при объ­ё­ме дви­га­те­ля 125 см3) до 220 кВт и бо­лее (при объ­ё­ме дви­га­те­ля св. 1000 см3) в спор­тив­ных мо­де­лях М. Сис­те­ма по­да­чи то­п­ли­ва в дви­га­тель кар­бю­ра­тор­но­го или ин­жек­тор­но­го ти­па. Ох­ла­ж­де­ние дви­га­те­ля – встреч­ным по­то­ком воз­ду­ха, ре­же – жид­ко­ст­ное. В транс­мис­сию вхо­дят сце­п­ле­ние, ко­роб­ка пе­ре­дач, пе­ред­няя (мо­тор­ная) и зад­няя (глав­ная) пе­ре­да­чи. Сце­п­ле­ние пред­став­ля­ет со­бой од­но- или мно­го­дис­ко­вую муф­ту. Ко­роб­ка пе­ре­дач шес­те­рён­ча­тая, обыч­но име­ет от 2 до 6 пе­ре­дач. Пе­ред­няя пе­ре­да­ча (от дви­га­те­ля к ко­роб­ке) цеп­ная, ре­же шес­те­рён­ча­тая. Зад­няя (от ко­роб­ки пе­ре­дач к зад­не­му ко­ле­су) цеп­ная, ре­же – кар­дан­ный вал. В совр. М. час­то при­ме­ня­ют ав­то­ма­тич. транс­мис­сии с бес­сту­пен­ча­тым из­ме­не­ни­ем кру­тя­ще­го мо­мен­та. Дви­га­те­ли пер­вых М. за­во­ди­лись «с хо­ду»; мо­то­цик­лист, вы­клю­чив сце­п­ле­ние, бе­гом раз­го­нял ма­ши­ну с вклю­чён­ной пе­ре­да­чей, пры­гал на хо­ду в сед­ло и вклю­чал сце­п­ле­ние. Дви­га­тель за­во­дил­ся си­лой инер­ции дви­жу­ще­го­ся М. че­рез транс­мис­сию. В 1930-х гг. поя­вил­ся т. н. кик­стар­тёр – уст­рой­ст­во, со­стоя­щее из ры­ча­га (пе­да­ли), со­еди­нён­но­го хра­по­вым ме­ха­низ­мом с дви­га­те­лем. На совр. М. ча­ще все­го при­ме­ня­ет­ся за­пуск элек­трич. стар­тё­ром. На не­ко­то­рых М. стар­тёр кон­ст­рук­тив­но объ­е­ди­нён с ге­не­ра­то­ром в аг­ре­гат, на­зы­вае­мый ди­но­стар­тё­ром. Хо­до­вая часть вклю­ча­ет в се­бя ра­му, пе­ред­нюю и зад­нюю вил­ки, ко­лё­са и ор­ганы управ­ле­ния. В элек­тро­обо­ру­до­ва­ние вхо­дят ис­точ­ни­ки пи­та­ния, при­бо­ры за­жи­га­ния, ос­ве­ще­ния и сиг­на­ли­за­ции, а так­же элек­трон­ные сис­те­мы управ­ле­ния дви­га­те­лем и транс­мис­си­ей. Совр. М. ос­на­ща­ют­ся сис­те­ма­ми безо­пас­но­сти (управ­ляе­мая под­вес­ка, ан­ти­бло­ки­ро­воч­ная сис­те­ма тор­мо­зов и т. п.).

По на­зна­че­нию М. де­лят­ся на до­рож­ные, спор­тив­ные и спе­ци­аль­ные (пат­руль­ные, эс­корт­ные, гру­зо­вые и т. п.). До­рож­ные М. (рис. 1) бы­ва­ют од­но- или двух­ме­ст­ные; ис­поль­зу­ют­ся с бо­ко­вым при­це­пом или без не­го как сред­ст­во инди­ви­ду­аль­но­го транс­пор­та. Наи­бо­лее раз­но­об­раз­ны кон­ст­рук­ции спор­тив­ных М. Па­де­ние спро­са в 1990-е гг. на до­рож­ные М. обу­сло­ви­ло ак­тив­ную спе­циа­ли­за­цию их ти­па­жа, ос­но­ван­ную на разл. дис­ци­п­ли­нах мо­то­цик­лет­но­го спор­та. Напр., ха­рак­те­ри­сти­ки ско­ро­ст­ных М. (раз­ви­тые об­те­ка­те­ли и низ­кий си­лу­эт) от­ве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям шос­сей­ных коль­це­вых мо­то­го­нок, осн. при­зна­ки вне­до­рож­ных М. ти­пич­ны для спор­тив­ных мо­де­лей, пред­на­зна­чен­ных для мо­то­крос­са и триа­ла. По­яв­ле­ние в кон. 1960-х гг. ароч­ных шин низ­ко­го дав­ле­ния при­ве­ло к соз­да­нию сна­ча­ла двух- и трёх­ко­лёс­ных вне­до­рож­ных М., а с 1980-х гг. – квад­ро­цик­лов. В 1970-х гг. поя­ви­лись М. ти­па «не­оклас­сик», пред­став­ляв­шие со­бой даль­ней­шее раз­ви­тие тра­диц. М. с эле­мен­та­ми оформ­ле­ния в сти­ле рет­ро.

Историческая справка

Рис. 2. Мотоцикл Даймлера.

Па­тент на М. был по­лу­чен нем. инж. Г. Дайм­ле­ром 29.8.1885, пер­вый М. (рис. 2) был про­де­мон­ст­ри­ро­ван им же в но­яб. 1885. Ма­ши­на мас­сой 50 кг име­ла де­рев. ра­му с ус­та­нов­лен­ным в её центр. час­ти од­но­ци­лин­д­ро­вым дви­га­те­лем ра­бо­чим объ­ё­мом 264 см3; транс­мис­сия пред­став­ля­ла со­бой ре­мен­ную пе­ре­да­чу. М., как транс­порт­ные сред­ст­ва зна­чи­тель­но бо­лее де­шё­вые, чем лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли, по­лучи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 1-й пол. 20 в., од­на­ко в даль­ней­шем, с раз­ви­ти­ем мас­со­вой ав­то­мо­би­ли­за­ции, спрос на М. (гл. обр. на до­рож­ные) умень­шил­ся. В стра­нах Ев­ро­пы ос­та­лось лишь ог­ра­нич. чис­ло мо­то­цик­лет­ных ма­рок, под­дер­жи­вае­мое стро­ги­ми эко­ло­гич. стан­дар­та­ми. В США с 1930-х гг. со­хра­ни­лись толь­ко две нац. мар­ки: «Harley-Davidson» и «Indian», имею­щие ста­тус куль­то­вых сре­ди бай­ке­ров. На­чи­ная с 1960-х гг. пер­вен­ст­во в про­из-ве М. при­над­ле­жит япон. пром-сти. В кон. 20 в. транс­порт­ные про­бле­мы боль­ших го­ро­дов (за­то­ры, сни­же­ние ско­ро­сти дви­же­ния, за­труд­не­ния при пар­ков­ке) при­ве­ли к воз­ро­ж­де­нию ин­те­ре­са к М. как к удоб­но­му го­род­ско­му и при­го­род­но­му ви­ду транс­пор­та. С 1990-х гг. на­чал­ся бур­ный рост вы­пус­ка кит. М., объ­ём их про­из-ва со­став­ля­ет до де­сят­ков млн. в год (в 2008, напр., про­из­ве­де­но 27,5 млн. еди­ниц). Осн. ры­нок сбы­та М. – ази­ат. стра­ны. В 2006 в 11 стра­нах Азии про­да­но 32,9 млн. еди­ниц (в Ев­ро­пе – лишь 2,5 млн.).

Про­из-во пер­вых отеч. М. «Рос­сия» осу­ще­ст­вил А. А. Лейт­нер в 1903–14. В СССР в 1924 под рук. П. Н. Льво­ва спро­ек­ти­ро­ван М. «Со­юз». Пер­вы­ми мас­со­вы­ми отеч. мо­де­ля­ми ста­ли М. Л-300 (инж. П. В. Мо­жа­ров, 1930; се­рий­ное про­из-во с 1933 в Ле­нин­гра­де) и ИЖ-7 (вы­пус­кал­ся в Ижев­ске с 1933, мо­дель ана­ло­гич­на Л-300). Гл. цен­тры мо­то­строе­ния – за­во­ды в Ир­би­те (М. мар­ки «Урал»), Ижев­ске и Ков­ро­ве. С кон. 1970-х гг. по нач. 1990-х гг. по про­из-ву М. СССР за­ни­мал 2-е ме­сто в ми­ре по­сле Япо­нии. Рез­кое па­де­ние спро­са на М. в кон. 20 в. при­ве­ло к зна­чит. со­кра­ще­нию про­из-ва М. отеч. ма­рок. По­сте­пен­ное вос­ста­нов­ле­ние вы­пус­ка М. в РФ на­ме­ти­лось лишь в 2000-х гг.

Вернуться к началу