Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОТОРО́ЛЛЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 332

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ловцов
Мотороллер «Suzuki».

МОТОРО́ЛЛЕР (нем. Motorroller, букв. ка­тя­щий­ся с по­мо­щью мо­то­ра, от мо­то... и rollen – ка­тить­ся), раз­но­вид­ность мо­то­цик­ла, от­ли­чаю­щая­ся бо­лее ком­фор­та­бель­ной по­сад­кой во­ди­те­ля («как на сту­ле») за счёт зад­не­го рас­по­ло­же­ния двига­те­ля и транс­мис­сии. Осн. кон­ст­рук­тив­ное от­ли­чие от мо­то­цик­ла – от­сут­ст­вие не­су­щей труб­ча­той ра­мы; ку­зов М. вы­пол­нен из штам­пов. па­не­лей. Во­ди­тель и пас­са­жир за­щи­ще­ны от пы­ли и гря­зи ши­роким пе­ред­ним щи­том и под­нож­ка­ми. Дви­га­тель М. мо­жет быть как двух­такт­ным, так и че­ты­рёх­такт­ным, мощ­ность дви­га­те­ля обыч­но не пре­вы­ша­ет 30 кВт; сис­те­ма по­да­чи то­п­ли­ва в дви­га­тель кар­бю­ра­тор­но­го или ин­жек­тор­но­го ти­па. С кон. 20 в. всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ют М. с че­ты­рёх­такт­ным ин­жек­тор­ным дви­га­те­лем (из-за уже­сто­че­ния эко­ло­гич. тре­бо­ва­ний). Пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся элек­трич. стар­тё­ром. В ка­че­ст­ве гор. транс­пор­та осо­бен­но по­пу­ляр­ны ску­те­ры – М. с ра­бо­чим объ­ё­мом дви­га­те­ля до 50 см3, ко­то­рые в ря­де стран при­рав­ни­ва­ют­ся к мо­пе­дам и не тре­буют на­ли­чия во­ди­тель­ских прав и ре­ги­ст­ра­ции. На ба­зе М. соз­да­ны так­же трёх­ко­лёс­ные транс­порт­ные сред­ст­ва для пе­ре­воз­ки гру­зов (гру­зо­подъ­ём­ность до 300 кг) и пас­са­жи­ров (мо­то­рик­ши); при­ме­ня­ют­ся в мес­тах с кри­тич. сте­пе­нью за­гру­жен­но­сти гор. до­рог.

М. был изо­бре­тён и впер­вые по­стро­ен в Ита­лии инж. К. Д’Асканио по за­ка­зу Э. Пьяд­жо (па­тент в 1946). Мас­со­вое про­из-во на­ча­лось в кон. 1940-х гг. (в СССР – с 1957), к сер. 1950-х гг. М. стал од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных в Ев­ро­пе ви­дов транс­пор­та. С нач. 1960-х гг. М. ста­ли про­из­во­дить в стра­нах Азии, сна­ча­ла по итал. ли­цен­зии в Ин­дии, на Тай­ва­не, в Ин­до­не­зии, не­сколь­ко позд­нее – в Япо­нии («Honda», «Yamaha» и «Suzuki»).

Вернуться к началу