Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОТО́РНЫЕ МАСЛА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Спиркин

МОТО́РНЫЕ МАСЛА́, неф­тя­ные и син­те­тич. мас­ла или их сме­си с разл. при­сад­ка­ми; ис­поль­зу­ют­ся для сма­зы­ва­ния дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния. При­ме­не­ние М. м. спо­соб­ст­ву­ет умень­ше­нию из­но­са дви­гате­лей, сни­же­нию тре­ния сколь­же­ния, от­во­ду те­п­ло­ты от тру­щих­ся де­та­лей, уп­лот­не­нию за­зо­ра в па­ре ци­линдр – пор­шень, а так­же за­щи­те ме­тал­лов от кор­ро­зии, уда­ле­нию из зо­ны тре­ния про­дук­тов из­но­са, кор­ро­зии и окис­ле­ния. Об­ра­зуемая мас­ля­ная плён­ка кон­так­ти­ру­ет в ка­ме­ре сго­ра­ния с га­за­ми при темп-ре 400–700 °C, а в не­ра­бо­чем со­стоя­нии и при хра­не­нии дви­га­те­ля со­хра­ня­ет свои свой­ст­ва до –40 °C и ни­же. М. м. долж­ны об­ла­дать вы­со­кой хи­мич. и тер­мо­окис­лит. ста­биль­но­стью, сма­зоч­ной спо­соб­но­стью, хо­ро­ши­ми вяз­ко­ст­но-тем­пе­ра­тур­ны­ми, мою­ще-дис­пер­ги­рую­щи­ми, ан­ти­кор­ро­зи­он­ны­ми и низ­ко­тем­пе­ра­тур­ны­ми свой­ст­ва­ми.

По тем­пе­ра­тур­ным пре­де­лам ра­бо­то­спо­соб­но­сти М. м. под­раз­де­ля­ют на лет­ние, зим­ние и все­се­зон­ные. М. м. клас­си­фи­ци­ру­ют: по вяз­ко­сти (зна­че­ни­ям ки­не­ма­тич. вяз­ко­сти для всех М. м. при 100 °C и до­пол­ни­тель­но для зим­них и все­се­зон­ных при –18 °C), по экс­плуа­тац. свой­ст­вам – про­ти­во­из­нос­ные, про­ти­во­за­дир­ные и пр.; по на­зна­че­нию – для ав­то­мо­биль­ных (бен­зи­но­вых, ди­зель­ных) и др. дви­га­те­лей.

М. м. по­лу­ча­ют ва­ку­ум­ной пе­ре­гон­кой, се­лек­тив­ной очи­ст­кой, де­па­ра­фи­ни­за­ци­ей и гид­ро­ге­ни­за­ци­ей неф­тя­но­го сы­рья или с ис­поль­зо­ва­ни­ем син­те­тич. про­дук­тов (по­лио­ле­фи­нов и др.) и до­бав­ле­ни­ем по­вы­шаю­щих ка­че­ст­во мас­ла при­са­док: ан­ти­окис­ли­тель­ных (напр., ал­кил­фе­но­лы, ди­тио­фос­фа­ты), вяз­ко­ст­ных, или за­гу­щаю­щих (по­ли­ме­так­ри­ла­ты), мою­ще-дис­пер­ги­рую­щих (ал­кил­фе­но­ля­ты, ал­кил­са­ли­ци­ла­ты, суль­фо­на­ты), де­прес­сор­ных (по­ли­эфи­ры ме­так­ри­ло­вой ки­сло­ты и син­те­тич. жир­ных пер­вич­ных спир­тов) и др. Обыч­но при­ме­ня­ют па­кет при­са­док (вза­им­но уси­ли­ваю­щий их свой­ст­ва); до­ля при­са­док в мас­ле в ср. дос­ти­га­ет 15–25% (по мас­се).

Лит.: То­п­ли­ва, сма­зоч­ные ма­те­риа­лы, тех­ни­че­ские жид­ко­сти / Под ред. В. М. Школь­ни­ко­ва. 2-е изд. М., 1999; Цвет­ков О. Н. По­ли-α-оле­фи­но­вые мас­ла: хи­мия, тех­но­ло­гия и при­ме­не­ние. М., 2006; Да­ни­лов А. М. При­ме­не­ние при­са­док в то­п­ли­вах. 3-е изд. М., 2010; Ге­ле­нов А. А., Со­чев­ко ТИ., Спир­кин В. Г. Ав­то­мо­биль­ные экс­плуа­та­ци­он­ные ма­те­риа­лы. М., 2010.

Вернуться к началу