Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРСКО́Й ТРА́НСПОРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 173-174

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

МОРСКО́Й ТРА́НСПОРТ, обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­воз­ку гру­зов и пас­са­жи­ров по мо­рю. М. т. про­из­во­дит мор. пе­ре­воз­ки ме­ж­ду стра­на­ми и кон­ти­нен­та­ми, в пре­де­лах од­ной стра­ны (ка­бо­таж), а так­же часть пе­ре­во­зок, осу­ще­ст­в­ляе­мых с за­хо­дом в устья боль­ших рек. В ми­ро­вом то­ва­ро­обо­ро­те М. т. – осн. вид транс­пор­та, его роль воз­рас­та­ет с уве­ли­че­ни­ем ми­ро­во­го пром. и с.-х. про­из-ва. При­мер­но 85% всех мор. пе­ре­во­зок гру­зов со­став­ля­ет энер­ге­тич. и пром. сы­рьё, при этом око­ло по­ло­ви­ны при­хо­дит­ся на нефть, уголь, газ. По оцен­кам (2010), до­ля разл. гру­зов от об­ще­го объ­ё­ма мор. пе­ре­во­зок со­став­ля­ет (%): сы­рьё и неф­те­про­дук­ты – 44, круп­ные на­ва­лоч­ные гру­зы – 24,2 (в т. ч. же­лез­ная ру­да 8,5, уголь – 1,6, зер­но – 4, бок­сит/гли­но­зём – 1, фос­фо­рит – 5,3), мел­кие на­ва­лоч­ные гру­зы – 14,3, ге­не­раль­ные гру­зы – 14,7, сжи­жен­ный газ: при­род­ный – 1,9, неф­тя­ной – 0,9.

Гру­зо­вые пе­ре­воз­ки. Со­став ми­ро­во­го гру­зо­во­го транс­порт­но­го фло­та на нач. 21 в. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­дую­щи­ми зна­че­ния­ми ко­ли­че­ст­ва су­дов (еди­ни­цы) и дед­вей­та (при­бли­зи­тель­но в % от сум­мар­но­го во­до­из­ме­ще­ния): тан­ке­ры – 7195/39; на­ва­лоч­ные су­да (бал­ке­ры) – 5763/37,5; уни­вер­саль­ные су­хо­груз­ные су­да – 13652/10; кон­тей­не­ро­во­зы – 2437/8,3; га­зо­во­зы – 1058/2,2; неф­те­рудо­во­зы – 215/2,1; спе­циа­ли­зир. су­да – 1121/1,2; хи­мо­во­зы – 1321/1; рол­ке­ры (ро-ро) – 1134/0,94. Раз­ме­ры су­дов всех ти­пов оп­ти­ми­зи­ро­ва­ны с учё­том про­хо­да че­рез ка­на­лы и ми­ни­ми­за­ции фрах­то­вых сбо­ров. Фор­маль­но (бла­го­да­ря уп­ро­ще­нию по­ряд­ка ре­ги­ст­ра­ции мор. су­дов, льго­там при на­ло­го­об­ло­же­нии и др.) наи­бо­лее круп­ны­ми вла­дель­ца­ми (по фла­гу) яв­ля­ют­ся: Па­на­ма (ок. 20% от об­ще­го ко­ли­че­ст­ва су­дов), Ли­бе­рия (11%), Маль­та (5,9%), Гре­ция (5,8%), то­гда как до­ля ве­ду­щих мор. дер­жав не­ве­ли­ка – Ки­тай – 2,9%, Япо­ния – 2,8%, США – 1,7%, Ве­ли­ко­бри­та­ния – 1,4%, Гер­ма­ния – 1%, Рос­сия – 1%.

Со­глас­но ста­ти­сти­ке, с кон. 20 в. ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся кон­тей­нер­ные пе­ре­воз­ки гру­зов, со­от­вет­ст­вен­но на­блю­да­ет­ся со­кра­ще­ние до­ли в гру­зо­пе­ре­воз­ках уни­вер­саль­ных су­хо­груз­ных су­дов, спец. су­дов и рол­ке­ров (за ис­клю­че­ни­ем ав­то­мо­би­ле­во­зов). Су­до­ход­ст­во с ис­поль­зо­ва­ни­ем кон­тей­не­ро­во­зов ор­га­ни­зу­ет­ся по фи­дер­но­му прин­ци­пу – ма­ги­ст­раль­ные су­да (боль­шой гру­зо­подъ­ём­но­сти) ра­бо­та­ют ме­ж­ду круп­ны­ми тер­ми­на­ла­ми (пор­ты в Рот­тер­да­ме, Син­га­пу­ре, Сян­га­не, Лос-Анд­же­ле­се, Нью-Йор­ке и др.), а дос­тав­ка по­тре­би­те­лю осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не­боль­ши­ми, т. н. фи­дер­ны­ми, кон­тей­не­ро­во­за­ми. Од­ни из са­мых слож­ных судов ми­ро­во­го транс­порт­но­го фло­та – га­зо­во­зы. По ти­пу пе­ре­во­зи­мых га­зов они под­раз­де­ля­ют­ся на га­зо­во­зы LPG (Li­quefied Pet­role­um Gas) для пе­ре­воз­ки сжи­жен­ных неф­тя­ных га­зов под дав­ле­ни­ем и LNG (Liquefied Natural Gas) для пе­ре­воз­ки сжи­жен­но­го при­род­но­го га­за при темп-ре –162 °C. Дед­вейт га­зо­во­зов LPG со­став­ля­ет ок. 5000 т, дед­вейт LNG – 70–80 тыс. т.

Пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки. Осн. до­лю пас­са­жир­ско­го фло­та со­став­ля­ют ав­то­мо­биль­но-пас­са­жир­ские па­ро­мы (ок. 60% об­ще­го ко­ли­че­ст­ва на­хо­дя­щих­ся в экс­плуа­та­ции су­дов). Ка­ж­дый па­ром име­ет свои ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти в за­ви­си­мо­сти от рай­она экс­плуа­та­ции. Пас­са­жи­ров­ме­сти­мость па­ро­мов ко­леб­лет­ся от 375 до 2500 чел. (обыч­но си­дя­чие мес­та), чис­ло пе­ре­во­зи­мых ав­то­мо­би­лей ме­ня­ет­ся от не­сколь­ких де­сят­ков до не­сколь­ких со­тен. Ско­рость па­ро­мов – от 16,5 до 40,5 уз­ла (30–75 км/ч). Боль­шое раз­ви­тие в по­след­ние го­ды по­лу­чи­ли ско­ро­ст­ные пас­са­жир­ские су­да, в осн. ско­ро­ст­ные ка­та­ма­ра­ны и ско­ро­ст­ные од­но­кор­пус­ные су­да.

Пас­са­жир­ские су­да для ту­ри­стич. пу­те­ше­ст­вий про­дол­жи­тель­но­стью от 10 сут до 3 мес и с за­хо­дом в разл. пор­ты на­зы­ва­ют­ся кру­из­ны­ми. Кру­из­ный флот клас­си­фи­ци­ру­ют в за­ви­си­мо­сти от рай­она экс­плуа­та­ции (Сре­ди­зем­но­мор­ско­го бас­сей­на; Бал­тий­ско­го м. и Сев. Ев­ро­пы; Ка­риб­ско­го бас­сей­на; Ти­хо­го ок.), так­же есть су­да не­ог­ра­ни­чен­но­го рай­она (напр., Сре­ди­зем­ное м. – Ав­ст­ра­лия). В Сре­ди­зем­но­мо­рье и в Ти­хо­оке­ан­ском ре­гио­не ис­поль­зу­ют­ся су­да вме­сти­мо­стью от 200 до 800 чел. Са­мые круп­ные кру­из­ные су­да экс­плуа­ти­ру­ют­ся в бас­сей­не Ка­риб­ско­го м. (40% из них име­ют вме­сти­мость бо­лее 2000 чел.). Кру­из­ные су­да от­ли­ча­ют­ся вы­со­ким уров­нем ком­форт­но­сти и об­слу­жи­ва­ния. Раз­мер круп­ных кру­из­ных су­дов пре­вы­ша­ет 70 тыс. ре­ги­стро­вых тонн, вме­сти­мость до 3–4 тыс. пас­са­жи­ров, эки­паж бо­лее 1000 чел.

Лит.: Боль­шая эн­цик­ло­пе­дия тран­спор­та. СПб., 2000. Т. 5: Мор­ской тран­спорт.

Вернуться к началу