Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОРЕ́ЛЬСОВАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 39-40

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Монорельсовая дорога в Токио (Япония).

МОНОРЕ́ЛЬСОВАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА, вид транс­пор­та, в ко­то­ром ва­го­ны с пас­са­жи­ра­ми или ва­го­нет­ки с гру­зом пе­ре­ме­ща­ют­ся по ус­та­нов­лен­ной на эс­та­ка­де или отд. опо­рах бал­ке – мо­но­рель­су. В за­ви­си­мо­сти от ком­по­нов­ки раз­ли­ча­ют М. ж. д.: на­вес­ные (опор­ные) – ва­го­ны опи­ра­ют­ся на хо­до­вую те­леж­ку, рас­по­ло­жен­ную над пу­те­вой бал­кой; под­вес­ные – ва­го­ны под­ве­ше­ны к хо­до­вой те­леж­ке и пе­ре­ме­ща­ют­ся под мо­но­рель­сом; с бо­ко­вой под­вес­кой. М. ж. д. так­же клас­си­фи­ци­ру­ют по кон­ст­рук­ции опор­но-хо­до­вой час­ти под­виж­но­го со­ста­ва (с ко­лёс­ной, пнев­ма­тич., маг­нит­ной под­вес­кой или на сколь­зя­щих опо­рах), ти­пу при­во­да (с элек­трич. при­во­дом или с дви­га­те­лем внутр. сго­ра­ния с пе­ре­да­чей вра­ще­ния на опор­ные ко­лё­са) и др. Мо­но­рельс на под­вес­ных до­ро­гах из­го­тав­ли­ва­ет­ся толь­ко из вы­со­ко­проч­ной ста­ли, на на­вес­ных – так­же из мо­но­лит­но­го или сбор­но­го же­ле­зо­бе­то­на. Этот эле­мент кон­ст­рук­ции дол­жен вы­дер­жи­вать очень боль­шие на­груз­ки во вре­мя раз­го­на и тор­мо­же­ния по­ез­дов, а так­же при про­хо­ж­де­нии по­ез­да­ми кри­во­ли­ней­ных уча­ст­ков пу­ти.

Осн. пре­иму­ще­ст­во М. ж. д. пе­ред др. ви­да­ми об­ществ. транс­пор­та за­клю­ча­ет­ся в том, что она, как и мет­ро­по­ли­тен, не за­ни­ма­ет ме­сто на гор. ма­ги­ст­ра­лях. Мо­но­рель­со­вый со­став мо­жет пре­одо­ле­вать бо­лее кру­тые вер­ти­каль­ные ук­ло­ны по срав­не­нию с лю­бым двух­рель­со­вым транс­пор­том. Ско­рость, раз­ви­вае­мая со­ста­вом, мо­жет в тео­рии зна­чи­тель­но пре­вы­шать ско­рость тра­диц. рель­со­вых со­ста­вов (до 500 км/ч), т. к. из-за осо­бен­но­стей кон­ст­рук­ции (пу­те­вая бал­ка «ох­ва­ты­ва­ет­ся» опор­но-ста­би­ли­зи­рую­щи­ми эле­мен­та­ми хо­до­вой час­ти под­виж­но­го со­ста­ва) от­сут­ст­ву­ет опас­ность схо­да со­ста­ва с рельсов (ре­аль­ная ско­рость на боль­шин­ст­ве М. ж. д. не пре­вы­ша­ет 60 км/ч). Не­дос­тат­ка­ми М. ж. д. яв­ля­ют­ся не­вы­со­кая про­воз­ная спо­соб­ность, гро­мозд­кость и слож­ность в экс­плуа­та­ции мо­но­рель­со­вых стре­лоч­ных пе­ре­во­дов, а так­же не­дос­та­точ­ные ком­форт­ные ус­ло­вия для пас­са­жи­ров (кач­ка, не­воз­мож­ность по­ки­нуть ва­го­ны в слу­чае вне­зап­ной ос­та­нов­ки со­ста­ва, низ­кая темп-ра в ва­го­нах в зим­нее вре­мя и др.). Гру­зо­вые М. ж. д. при­ме­ня­ют на пром. пред­при­яти­ях как сред­ст­во це­хо­во­го и меж­це­хо­во­го транс­пор­та, а так­же для меж­за­вод­ских свя­зей. Ва­го­нет­ки обо­ру­ду­ют спец. плат­фор­ма­ми, са­мо­раз­гру­жаю­щи­ми­ся ку­зо­ва­ми, за­хва­та­ми, подъ­ём­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми. Гру­зо­подъ­ём­ность ва­го­не­ток 0,5–2 т (ре­же 5 т), ско­рость пе­ре­ме­ще­ния обыч­но 2–4 км/ч.

Пер­вая гру­зо­вая М. ж. д. с кон­ной тя­гой по­строе­на в 1820 под Мо­ск­вой рос. ме­ха­ни­ком И. К. Эль­ма­но­вым. Не­за­ви­си­мо от не­го англ. инж. Г. Паль­мер изо­брёл и за­па­тен­то­вал (1821) мо­но­рель­со­вую до­ро­гу схо­жей кон­ст­рук­ции (под­вес­но­го ти­па). В 1824 в Ве­ли­ко­бри­та­нии по­строе­на гру­зо­вая М. ж. д. на во­ен.-мор. вер­фи, в 1825 – пер­вая пас­са­жир­ская М. ж. д. Пер­вая опор­ная М. ж. д. со­ору­же­на в 1886 в США. В 1887 в Гер­ма­нии и США поя­ви­лись пер­вые элек­три­фи­цир. М. ж. д. Опыт­ная М. ж. д. с бо­ко­вой под­вес­кой раз­ра­бо­та­на в 1989 в Кие­ве (инж. Е. И. По­пов). Ста­рей­шей, до­ны­не функ­цио­ни­рую­щей, яв­ля­ет­ся М. ж. д. дли­ной 15 км, по­стро­ен­ная в 1902 в Вуп­пер­та­ле (Гер­ма­ния). К нач. 2010-х гг. в Ев­ро­пе экс­плуа­ти­ро­ва­лось 10 М. ж. д. [из них 4 в ка­че­ст­ве гор. об­ществ. транс­пор­та – в Вуп­пер­та­ле, Дор­тмун­де, Мо­ск­ве и Са­ра­го­се; в Дюс­сель­дор­фе 2,5 км М. ж. д. со­еди­ня­ют аэ­ро­порт и ж.-д. стан­цию; 5 – в Ра­вен­не, Ма­где­бур­ге, Чес­те­ре, Бью­ли и Аль­то­не (по­след­ние 3 в Ве­ли­ко­бри­та­нии) – пар­ко­вые]. В Сев. Аме­ри­ке 3 М. ж. д. (в Си­эт­ле, Джек­сон­вил­ле и Лас-Ве­га­се) яв­ля­ют­ся гор. транс­пор­том. Во Фло­ри­де (в Дис­ней­лен­де) функ­цио­ниру­ет од­на из са­мых про­тя­жён­ных М. ж. д. (23,6 км). Наи­бо­лее ди­на­мич­но мо­но­рель­со­вый транс­порт раз­ви­ва­ет­ся в Азии: М. ж. д. по­строе­ны в Япо­нии (об­щая про­тя­жён­ность бо­лее 100 км), Ки­тае, КНДР, Рес­пуб­ли­ке Ко­рея, Ма­лай­зии, Син­га­пу­ре, Таи­лан­де, ОАЭ.

Вернуться к началу