Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОПЛА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 36-37

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото В. А. Косарева (а, б, в), архив БРЭ (г) Монопланы: а – среднеплан (истребитель-бомбардировщик Су-34); б – высокоплан (Ан-124); в – низкоплан (Суперджет-100); г – парасоль (МАИ-223).

МОНОПЛА́Н (от мо­но... и лат. planum – плос­кость), са­мо­лёт, имею­щий од­ну па­ру крыль­ев, рас­по­ло­жен­ных в од­ной плос­ко­сти. М. раз­ли­ча­ют: по рас­по­ло­же­нию кры­ла от­но­си­тель­но фю­зе­ля­жа – вы­со­ко­пла­ны, сред­не­пла­ны, низ­ко­пла­ны, па­ра­соли (франц. parasol, букв. – зонт от солн­ца); по спо­со­бу кре­п­ле­ния кры­ла к фю­зе­ля­жу – сво­бод­но­не­су­щие, под­кос­ные, рас­ча­лоч­ные. Сред­не­план – са­мо­лёт, в ко­то­ром кры­ло рас­по­ло­же­но в ср. час­ти се­че­ния фю­зе­ля­жа (рис., а); об­ла­да­ет наи­мень­шим аэ­ро­ди­на­ми­че­ским со­про­тив­ле­ни­ем. Обыч­но ис­поль­зу­ет­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда нет спец. ог­ра­ни­че­ний на га­ба­ри­ты по­пе­реч­но­го се­че­ния фю­зе­ля­жа, но тре­бу­ет­ся макс. ско­рость или эко­но­мич­ность; ча­ще все­го это бом­бар­ди­ров­щи­ки и ис­тре­би­те­ли (под­ве­шен­ное под кры­ло воо­ру­же­ние не под­вер­га­ет­ся опас­но­сти уда­ра о взлёт­но-по­са­доч­ную по­ло­су), очень ред­ко при­ме­ня­ет­ся на пас­са­жир­ских и гру­зо­вых са­мо­лё­тах. Вы­со­ко­план – са­мо­лёт, в ко­то­ром кры­ло рас­по­ло­же­но в верх­ней по­ло­ви­не фю­зе­ля­жа (рис., б) или над ним (вы­со­ко­план-па­ра­соль); об­ла­да­ет не­сколь­ко боль­шим аэро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ни­ем, но у не­го наи­бо­лее пол­но мож­но ис­поль­зо­вать внутр. объ­ём фю­зе­ля­жа. Кро­ме то­го, у вы­со­ко­пла­на пре­дель­но низ­кое рас­по­ло­же­ние фю­зе­ля­жа над по­верх­но­стью аэ­ро­дро­ма, что зна­чит. об­лег­ча­ет по­груз­ку и вы­груз­ку тех­ни­ки и лю­дей. По­это­му гру­зо­вые и во­ен.-транс­порт­ные са­мо­лё­ты стро­ят обыч­но по схе­ме вы­со­ко­пла­на (напр., Ан-124, Ан-225, Ил-76). Низ­ко­план – са­мо­лёт, в ко­то­ром кры­ло про­хо­дит че­рез ниж­нюю по­ло­ви­ну фю­зе­ля­жа (рис., в); об­ла­да­ет наи­боль­шим из М. аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ни­ем. Од­на­ко пас­са­жир­ские са­мо­лё­ты стро­ят­ся в осн. по этой схе­ме, т. к. кры­ло (слу­жит пон­то­ном) и фю­зе­ляж обес­пе­чи­ва­ют пла­ву­честь са­мо­лё­та при ава­рий­ной по­сад­ке на во­ду. При ава­рий­ной по­сад­ке с не­вы­пу­щен­ны­ми шас­си удар вос­при­ни­ма­ет­ся в осн. кон­ст­рук­ци­ей кры­ла, за­щи­щаю­щей пас­са­жи­ров и эки­паж (напр., отеч. Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-40). Па­ра­соль – кон­ст­рук­ция са­мо­лё­та-мо­но­пла­на с кры­лом, рас­по­ло­жен­ным над фю­зе­ля­жем и кре­пя­щим­ся к по­след­не­му при по­мо­щи под­ко­сов (рис., г). Кон­ст­рук­ция ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ла из-за не­вы­со­ких аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­стик.

По срав­не­нию с би­пла­ном М. име­ет мень­шее аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ние, что по­зво­ля­ет уве­ли­чить макс. и крей­сер­скую ско­ро­сти по­лё­та, ма­нёв­рен­ность в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, но при этом уве­ли­чи­ва­ют­ся удель­ные на­груз­ки на кры­ло, т. е. не­об­хо­ди­ма бо́льшая его проч­ность. Раз­ви­тие ме­то­дов аэ­ро­ди­на­мич. рас­чё­та и рас­чё­та на проч­ность, ави­ац. ма­те­риа­ло­ве­де­ния по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но уве­ли­чить на­груз­ки на кры­ло. Всё это при­ве­ло к то­му, что с сер. 1930-х гг. М. прак­ти­че­ски пол­но­стью вы­тес­нил би­план.

Вернуться к началу