Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОЖА́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 600-601

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Игнаткин

МОЖА́ЙСКИЙ Алек­сандр Фё­до­ро­вич [9(21).3.1825, Ро­чен­сальм Вы­борг­ской губ., ны­не Кот­ка, Фин­лян­дия – 20.3(1.4).1890, С.-Пе­тер­бург], рос. во­ен.-мор. дея­тель, изо­бре­та­тель, один из пио­не­ров авиа­ции. Ро­дил­ся в се­мье мор. офи­це­ра, адм. рус. фло­та Ф. Т. Мо­жай­ско­го. Окон­чил Мор. ка­дет­ский кор­пус (1841); в 1841–63 и 1879–82 слу­жил в во­ен.-мор. фло­те, в 1863–79 в гражд. ве­дом­ст­вах по про­ведению кре­сть­янской ре­фор­мы. В 1882 вы­шел в от­став­ку в чи­не ген.-м. (с 1886 контр-адм.).

С 1856 М. ис­сле­до­вал воз­мож­но­сти соз­да­ния ЛА тя­же­лее воз­ду­ха: изу­чал по­лёт птиц, возд. зме­ев. В 1876 со­вер­шил пер­вые в ми­ре по­лё­ты на бук­си­ру­емом змее. В 1876–1877 с ус­пе­хом де­мон­ст­ри­ро­вал по­лё­ты мо­де­лей са­мо­лё­тов с не­под­виж­ным (от­но­си­тель­но кор­пу­са) кры­лом, при­во­ди­мых в дей­ст­вие ча­со­вой пру­жи­ной. 23.3.1878 по­дал в Во­ен. мин-во про­ект на­тур­но­го са­мо­лё­та, ко­то­рый ко­мис­сия от­кло­ни­ла, ука­зав в т. ч. на не­дос­та­точ­ную мощ­ность си­ло­вой ус­та­нов­ки. 3(15).11.1881 [по за­яв­ке от 4(16).6.1880] М. по­лу­чил пер­вый в Рос­сии па­тент на ЛА. Ле­том 1882 при­сту­пил к по­строй­ке са­мо­лё­та в Крас­ном Се­ле, под С.-Пе­тер­бур­гом. Ле­том 1883 М. за­вер­шил сбор­ку са­мо­лё­та. Са­мо­лёт пред­став­лял со­бой мо­но­план де­рев. кон­ст­рук­ции мас­сой ок. 934 кг с рас­чёт­ной ско­ро­стью по­лё­та до 40 км/ч; со­сто­ял из фю­зе­ля­жа-лод­ки дли­ной 14,6 м; двух па­ро­вых ма­шин мощ­но­стью 20 и 10 л. с. (14,9 и 7,46 кВт) с во­до­труб­ным кот­лом и хо­ло­диль­ни­ком к ним; трёх вин­тов од­но­го диа­мет­ра; крыль­ев, ка­ж­дое дли­ной 10,7 м; хво­ста, ко­то­рый под­ни­мал­ся и опус­кал­ся и слу­жил для из­ме­не­ния на­прав­ле­ния по­лё­та по вер­ти­ка­ли; че­ты­рёх­ко­лёс­но­го шас­си. Во 2-й пол. ию­ля 1885 (по др. дан­ным, в на­ча­ле осе­ни 1884) по­пыт­ка по­лё­та окон­чи­лась не­удач­но. Ле­та­тель­ный ап­па­рат М. пред­став­ля­ет ин­те­рес как од­на из пер­вых прак­тич. по­пы­ток по­стро­ить са­мо­лёт, пи­ло­ти­руе­мый че­ло­ве­ком.

Лит.: Фе­до­ров Е. С. Ле­та­тель­ные при­бо­ры, тя­же­лей­шие воз­ду­ха // За­пис­ки Рус­ско­го тех­ни­че­ско­го об­ще­ст­ва. 1904. № 4; Во­ен­ная эн­цик­ло­пе­дия. СПб., 1914. Т. 16; Авиа­ция в Рос­сии: К 100-ле­тию оте­че­ст­вен­но­го са­мо­ле­то­строе­ния. М., 1983; Ни­ку­лин Ю. А. А. Ф. Мо­жай­ский. Во­ло­гда, 2006.

Вернуться к началу