Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИКОЯ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 256-257

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Микоян

МИКОЯ́Н Ар­тём (Ану­ша­ван) Ива­но­вич (Ова­не­со­вич) [23.7(5.8).1905, с. Са­на­ин Бо­рча­лин­ско­го у. Тиф­лис­ской губ., ны­не в чер­те г. Ала­вер­ди, Ар­ме­ния – 9.12.1970, Мо­ск­ва], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, акад. АН СССР (1968), ген.-полк. инж.-тех­нич. служ­бы (1967), два­ж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1956, 1957). Брат Ана­ста­са И. Ми­коя­на. В 1937 окон­чил Во­ен.-возд. ака­де­мию РККА им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го (ны­не Во­ен.-возд. инж. ака­де­мия им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го). Ра­бо­тал на моск. авиац. за­во­де № 1 им. Авиа­хи­ма: во­ен­пре­дом (1937–38), нач. бю­ро по се­рий­ным ис­тре­би­те­лям в КБ Н. Н. По­ли­кар­по­ва (1938–39); с 1939 нач. опыт­но­го кон­струк­тор­ско­го от­де­ла (ОКО), соз­дан­но­го для раз­ра­бот­ки ско­ро­ст­но­го ис­тре­би­те­ля И-200 (МиГ-1). С 1940 М. – гл. кон­ст­рук­тор за­во­да № 1; под его ру­ко­во­дством (совм. с М. И. Гу­ре­ви­чем) со­здан ис­тре­би­тель МиГ-3 (мо­ди­фи­ка­ция МиГ-1), ко­то­рый в 1940–41 вы­пус­кал­ся боль­шой се­ри­ей и ис­поль­зо­вал­ся в бое­вых дей­ст­ви­ях с пер­вых дней Вел. Отеч. вой­ны; осо­бен­но ре­зуль­та­тив­но – в бит­ве под Мо­ск­вой. С мар­та 1942 М. – ди­рек­тор и гл. кон­ст­рук­тор соз­дан­но­го на ба­зе ОКО опыт­но­го за­во­да № 155 (ОКБ-155; с 1971 его име­ни, с 1999 вхо­дит в ОАО «Рос­сий­ская са­мо­лё­то­строит. кор­по­ра­ция "МиГ"»), с 1956 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор. В 1941–45 под рук. М. и Гу­ре­ви­ча соз­дан ряд ис­тре­би­те­лей с вы­со­ки­ми лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: МиГ-11 (И-220, пер­вый по­лёт в 1943, макс. ско­рость 624 км/ч), И-225 (1944, 707 км/ч); МиГ-13 [И-250, 1945, 825 км/ч; впер­вые с ком­би­ни­ро­ван­ной (ре­ак­тив­ной и порш­не­вой) си­ло­вой ус­та­нов­кой; вы­пус­кал­ся ма­лой се­ри­ей] и др.

М. – один из пио­не­ров ре­ак­тив­ной авиа­ции в СССР. По­сле вой­ны раз­ра­ба­ты­вал фрон­то­вые ре­ак­тив­ные са­мо­лё­ты-ис­тре­би­те­ли и ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки, мно­гие из ко­то­рых из­го­тов­ля­лись боль­ши­ми се­рия­ми и дли­тель­ное вре­мя на­хо­ди­лись на воо­ру­же­нии ВВС СССР и др. стран. Сре­ди них: пер­вый отеч. ис­тре­би­тель с тур­бо­ре­ак­тив­ны­ми дви­га­те­ля­ми МиГ-9 (И-300, 1946); МиГ-15 (И-310, 1947, макс. ско­рость 1050 км/ч) – пер­вый (вме­сте с Ла-15) се­рий­ный ис­тре­би­тель со стре­ло­вид­ным кры­лом; раз­ви­вав­ший ско­рость $≈1$ $M$ ($M$ – Ма­ха чис­ло) МиГ-17 (И-330, 1949, 1115 км/ч); пер­вый се­рий­ный сверх­зву­ко­вой ис­тре­би­тель МиГ-19 (1954, 1450 км/ч, с пер­вым отеч. фор­саж­ным тур­бо­ре­ак­тив­ным дви­га­те­лем с осе­вым ком­прес­со­ром); МиГ-21Ф с тре­уголь­ным кры­лом и ско­ро­стью по­лё­та > 2 $M$ (1957, 2175 км/ч); вы­пус­кал­ся ок. 20 лет в разл. мо­ди­фи­ка­ци­ях и стал са­мым мас­со­вым ис­тре­би­те­лем ми­ра; на­хо­дил­ся на воо­ру­же­нии ВВС мн. стран.

В 1950-е гг. в ОКБ раз­ра­ба­ты­ва­лась кры­ла­тая ра­ке­та клас­са «воз­дух – ко­рабль», в кон. 1960-х гг. – двух­сту­пен­ча­тая кры­ла­тая мно­го­ра­зо­вая авиац.-кос­мич. сис­те­ма «Спи­раль». По­след­ние са­мо­лё­ты, соз­дан­ные под рук. М.: пер­вый в ми­ре ис­тре­би­тель с из­ме­няе­мой в по­лёте стре­ло­вид­но­стью кры­ла МиГ-23 (1967, 2500 км/ч); пер­вый в ми­ре вы­сот­ный ско­ро­ст­ной ис­тре­би­тель-пе­ре­хват­чик МиГ-25 (1964, ско­рость по­лё­та $≈3$ $M$ – бо­лее 3000 км/ч; в 1970 при­нят на воо­ру­же­ние авиа­ции ПВО; ус­та­нов­ле­но 29 ми­ро­вых ре­кор­дов, из них 3 аб­со­лют­ных; при ре­корд­ных по­лё­тах обо­зна­чал­ся как Е-133, Е-266, Е-266М).

На са­мо­лё­тах, раз­ра­бо­тан­ных под рук. М., ус­та­нов­ле­но 55 ми­ро­вых ре­кор­дов. М. соз­дал шко­лу в са­мо­лё­то­строе­нии, вос­пи­тал мн. вы­со­ко­ква­ли­фи­цир. кон­ст­рук­то­ров. Ле­нин­ская пр. (1962), Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1940, 1953, 1954, 1955, 1956, 1965).

Вернуться к началу