Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАШИ́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 429-430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Я. Солодилов

МАШИ́НА (франц. machine, от лат. ma­chi­na), уст­рой­ст­во, вы­пол­няю­щее оп­ре­де­лён­ные опе­ра­ции с це­лью за­ме­ны ли­бо об­лег­че­ния фи­зи­че­ско­го и/или ум­ст­вен­но­го тру­да че­ло­ве­ка. В за­ви­си­мо­сти от осн. на­зна­че­ния М. раз­де­ля­ют на 3 клас­са: энер­ге­тич., ра­бо­чие и ин­фор­ма­ци­он­ные. Энер­ге­ти­че­ские М. при­ме­ня­ют для пре­об­ра­зо­ва­ния лю­бо­го ви­да энер­гии в ме­ха­нич. (М.-дви­га­тель) или элек­трич. (элек­три­че­ский ге­не­ра­тор). К ним от­но­сят­ся дви­га­те­ли внутр. сго­ра­ния, тур­би­ны, па­ро­вые М. и др. Ра­бо­чие М. ис­поль­зу­ют для из­ме­не­ния фор­мы, со­стоя­ния, свойств или по­ло­же­ния ма­те­риа­лов. Они под­раз­де­ля­ют­ся на тех­но­ло­ги­че­ские и транс­порт­ные. В тех­но­ло­гич. М. (ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие стан­ки, куз­неч­но-прес­со­вое обо­ру­до­ва­ние, про­кат­ные ста­ны, ли­тей­ное обо­ру­до­ва­ние и др.) под ма­те­риа­лом по­ни­ма­ет­ся об­ра­ба­ты­вае­мый пред­мет, в транс­порт­ных (ав­то­мо­би­ли, те­п­ло­во­зы, са­мо­лё­ты, вер­то­лё­ты, транс­пор­тё­ры, подъ­ём­ни­ки, кон­вей­е­ры и др.) – пе­ре­ме­щае­мый объ­ект. Ин­фор­ма­ци­он­ные М. (см. Вы­чис­ли­тель­ная ма­ши­на) пред­на­зна­че­ны для по­лу­че­ния, об­ра­бот­ки и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции, в т. ч. с це­лью кон­тро­ля ли­бо управ­ле­ния энер­ге­тич. или ра­бо­чей М., а так­же для вы­пол­не­ния тре­буе­мых в тех­но­ло­гич. про­цес­се ме­ха­нич. дви­же­ний (см. Про­мыш­лен­ный ро­бот).

Ра­бо­чая М., как пра­ви­ло, яв­ля­ет­ся сис­те­мой, вклю­чаю­щей М. разл. клас­сов. Напр., ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щий ста­нок име­ет в сво­ём со­ста­ве элек­тро­при­вод (т. е. энер­ге­тич. М.), пе­ре­да­точ­ный (зуб­ча­тые, ре­мен­ные, цеп­ные и др. пе­ре­да­чи) и ис­пол­нит. ме­ха­низ­мы, а так­же кон­троль­но-управ­ляю­щие уст­рой­ст­ва. Ра­бо­чая М., ос­на­щён­ная ме­ха­низ­ма­ми и ап­па­ра­та­ми управ­ле­ния (ме­ха­нич., элек­трич., элек­трон­ны­ми), на­зы­ва­ет­ся ма­шин­ным аг­ре­га­том.

М., вы­пол­няю­щая все опе­ра­ции без не­по­сред­ст­вен­но­го уча­стия че­ло­ве­ка, на­зы­ва­ет­ся М.-ав­то­ма­том, со­во­куп­ность М.-ав­то­ма­тов, со­еди­нён­ных ме­ж­ду со­бой и пред­на­зна­чен­ных для вы­пол­не­ния ря­да осн. тех­но­ло­гич. про­цес­сов (транс­пор­ти­ров­ки, кон­тро­ля и упа­ков­ки про­дук­ции, счё­та вы­пус­кае­мых из­де­лий и др.), – ав­то­ма­тич. ли­ни­ей. Сис­те­мы управ­ле­ния М.-ав­то­ма­та­ми обес­пе­чи­ва­ют ав­то­ма­тич. под­на­ст­рой­ку и адап­та­цию управ­ляе­мых объ­ек­тов, что по­зво­ля­ет ка­че­ст­вен­но вы­пол­нять тре­буе­мый тех­но­ло­гич. про­цесс при из­ме­не­нии внеш­них ус­ло­вий. Не­сколь­ко ав­то­ма­тич. ли­ний об­ра­зу­ют ав­то­ма­тич. цех или за­вод-ав­то­мат.

Лит.: Фро­лов К. В. Избр. тру­ды. М., 2007. Т. 2: Ма­ши­но­ве­де­ние и ма­ши­но­строе­ние; Арт­обо­лев­ский И. И. Тео­рия ме­ха­низ­мов и ма­шин. 5-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу