Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮ́ЛЬКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЮ́ЛЬКА Ар­хип Ми­хай­ло­вич [10(23).3.1908, с. Са­вар­ка Ки­ев­ской губ., ны­не Бо­гу­слав­ский р-н Ки­ев­ской обл. – 1.6.1984, Мо­ск­ва], рос. кон­ст­рук­тор авиац. дви­га­те­лей, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков тео­рии воздушно-ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей, академик АН СССР (1968), Ге­рой Соц. Тру­да (1957). Окон­чил Ки­ев­ский по­ли­тех­нический ин-т (1931). В 1933–39 пре­по­да­вал в Харь­ков­ском авиа­ц. ин­ституте, за­ни­мал­ся про­бле­мой при­ме­не­ния га­зо­вой тур­би­ны в ка­че­ст­ве авиац. дви­га­те­ля и ра­бо­тал над про­ек­том тур­бо­ре­ак­тив­но­го дви­га­те­ля (ТРД) с цен­тро­беж­ным ком­прес­со­ром. В 1939–1941 раз­ра­бо­тал кон­ст­рук­тив­ную схе­му тур­бо­ре­ак­тив­но­го двух­кон­тур­но­го дви­га­те­ля (яви­лась про­то­ти­пом ны­не су­ще­ст­вую­щих схем), про­ект опыт­но­го об­раз­ца ТРД с осе­вым ком­прес­со­ром. В 1941–1942 ра­бо­тал на тан­ко­вом за­во­де в Че­ля­бин­ске, с 1943 про­дол­жил ра­бо­ты по соз­да­нию пер­во­го отеч. ТРД. С 1946 гл. кон­ст­рук­тор ОКБ-165 (ны­не НПО «Са­турн» его име­ни) по раз­ра­бот­ке и соз­да­нию отеч. ТРД; с 1957 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор. В 1947 пер­вый ТРД (ТР-1) про­шёл гос. ис­пы­та­ния. По ре­ше­нию Пра­ви­тель­ст­ва СССР по­сле­дую­щие дви­га­те­ли, соз­дан­ные в ОКБ, ста­ли име­но­вать­ся ини­циа­ла­ми «АЛ» – Ар­хип Люль­ка. В по­сле­дую­щие го­ды под рук. Л. соз­дан ряд ТРД (АЛ-5, АЛ-7, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф и их мо­ди­фи­ка­ции), при­ме­няв­ших­ся на са­мо­лё­тах П. О. Су­хо­го, С. В. Иль­ю­ши­на, Г. М. Бе­рие­ва, А. Н. Ту­по­ле­ва. Са­мо­лё­ты, ос­на­щён­ные дви­га­те­ля­ми Л., в 1950–60-х гг. ус­та­но­ви­ли бо­лее 20 ми­ро­вых ре­кор­дов; на фрон­то­вом ис­тре­би­те­ле Су-27 с дви­га­те­лем АЛ-31Ф в 1986–88 ус­та­нов­ле­но св. 30 ми­ро­вых ре­кор­дов. В 1950–60 пре­по­да­вал в МАИ (с 1954 проф.). В 1967–84 пред. ко­мис­сии АН СССР по га­зо­вым тур­би­нам.

Л. на­уч­но обос­но­вал це­ле­со­об­раз­ность соз­да­ния ТРД для ско­ро­ст­ных са­мо­лётов, раз­ра­бо­тал тео­рию и пред­ло­жил ме­тод их рас­чё­та; оп­ре­де­лил гра­ни­цы при­ме­ни­мо­сти ТРД по макс. ско­ро­стям по­лё­та; обос­но­вал пре­иму­ще­ст­ва осе­вых ком­прес­со­ров пе­ред цен­тро­беж­ны­ми; впер­вые ввёл по­ня­тие ко­эф. вос­ста­нов­ле­ния дав­ле­ния воз­ду­ха во вход­ном уст­рой­ст­ве са­мо­лёт­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки с ТРД; раз­ра­бо­тал ме­тод рас­чё­та кпд га­зо­вой тур­би­ны с учё­том вы­ход­ной ско­ро­сти га­зов; ввёл по­ня­тие пол­но­го по­лёт­но­го кпд ТРД и др. Ле­нин­ская пр. (1976), Гос. пр. СССР (1948, 1951). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1947, 1957, 1966).

Вернуться к началу