Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОМОНО́СОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛОМОНО́СОВ Юрий Вла­ди­ми­ро­вич [24.4(6.5).1876, Гжатск – 19.11.1952, Мон­ре­аль], рос. ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник те­п­ло­во­зо­строе­ния. Из дво­рян. Окон­чил С.-Пе­терб. ин-т ин­же­не­ров пу­тей со­об­щения в 1898. Работал на Харь­ков­ском па­ро­во­зо­стро­ит. за­во­де, в 1899 чи­тал курс по тео­рии и управ­ле­нию ло­ко­мо­ти­ва­ми в Вар­шав­ском по­ли­тех­нич. ин-те. С 1899 ин­спек­тор рос. же­лез­ных до­рог, од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой кон­ст­рук­ций ло­ко­мо­ти­вов (совм. с А. С. Ра­ев­ским), тя­го­вы­ми рас­чё­та­ми, ор­га­ни­за­ци­ей экс­плуа­та­ции же­лез­ных до­рог, ис­сле­до­вал ди­на­ми­ку под­виж­но­го со­ста­ва. С 1902 проф. Ки­ев­ско­го по­ли­тех­нич. ин-та, в 1908 зав. ка­фед­рой. В 1905–06 со­сто­ял в бое­вой тех­нич. груп­пе ЦК РСДРП, ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1907 воз­гла­вил тя­го­вый от­дел на Ека­те­ри­нин­ской ж. д., в 1908 соз­дал пер­вое в Рос­сии н.-и. уч­ре­ж­де­ние в об­лас­ти ж.-д. транс­пор­та – Кон­то­ру опы­тов над ти­па­ми па­ро­во­зов, на ба­зе ко­то­рой позд­нее соз­дан Центр. НИИ МПС. В 1909 Л. совм. с инж. А. И. Лип­цем и уче­ни­ка­ми скон­ст­руи­ро­вал пер­вый в Рос­сии ло­ко­мо­тив на жид­ком то­п­ли­ве – неф­те­воз (МПС вы­де­ли­ло сред­ст­ва на из­го­тов­ле­ние 2 неф­те­во­зов, но 1-я ми­ро­вая вой­на прер­ва­ла осу­ще­ст­в­ле­ние этих пла­нов). Уча­ст­ник Февр. ре­во­лю­ции 1917. С 1917 ра­бо­тал на ру­ко­во­дя­щих долж­но­стях: гла­ва ди­пло­ма­тич. мис­сии Врем. пра­ви­тель­ст­ва по за­куп­ке па­ро­возов в США (1917), упол­но­мо­чен­ный СНК по ж.-д. за­ка­зам за гра­ни­цей (Бер­лин, 1920), чл. кол­ле­гии НКПС (1918–20). В 1923 совм. с рос. ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Х. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трич. тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на рос. же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). В 1926–27 пре­по­да­вал в Бер­ли­не в Тех­нич. выс­шей шко­ле. С 1929 в США, кон­ст­рук­тор на па­ро­возо­стро­ит. за­во­де в Фи­ла­дель­фии, со­труд­ник Ка­ли­фор­ний­ско­го тех­но­ло­гич. ин-та. С 1930 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии; в 1948–50 в США, за­тем в Ка­на­де (Мон­ре­аль). Фонд и ар­хив Л. – в Лидс­ском ун-те (1982).

Соч.: Вос­по­ми­на­ния о Мар­тов­ской ре­во­лю­ции 1917 г. Сток­гольм; Бер­лин, 1921; На­уч­ные про­бле­мы экс­плуа­та­ции же­лез­ных до­рог. 3-е изд. Бер­лин, 1922; Тя­го­вые рас­че­ты и при­ло­же­ние к ним гра­фи­че­ских ме­то­дов. 3-е изд. Бер­лин, 1922; Тех­ни­че­ские пер­спек­ти­вы же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та в бли­жай­шее вре­мя. М., 1924; Introduction to railway mecha­nics. L., 1933.

Лит.: Нор­ман Э. А. Те­п­ло­воз про­фес­со­ра Ю. В. Ло­мо­но­со­ва – пер­ве­нец со­вет­ско­го и ми­ро­во­го те­п­ло­во­зо­строе­ния // Во­про­сы ис­то­рии ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки. М., 1985. № 4.

Вернуться к началу