Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАГНИ́ТНЫЙ БАРАБА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 380-381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Шилов

МАГНИ́ТНЫЙ БАРАБА́Н, уст­рой­ст­во па­мя­ти ком­пь­ю­те­ров, пред­став­ляю­щее со­бой вра­щаю­щий­ся с по­сто­ян­ной уг­ло­вой ско­ро­стью ци­линдр, бо­ко­вая по­верх­ность ко­то­ро­го по­кры­та сло­ем маг­нит­но­го ма­те­риа­ла. Пер­вый М. б., пред­на­зна­чав­ший­ся для элек­тро­ме­ха­нич. счёт­но-та­бу­ля­ци­он­ных вы­чис­лит. ма­шин, за­па­тен­то­вал Г. Тау­шек (Ав­ст­рия) в 1932. В 1947 не­за­ви­си­мо друг от дру­га Х. Бил­линг (Гер­ма­ния) и Э. Бут (Ве­ли­ко­бри­та­ния) при­ме­ни­ли М. б. собств. кон­ст­рук­ций в элек­трон­ных (лам­по­вых) ком­пь­ю­те­рах. М. б. ис­поль­зо­ва­лись в ана­ло­го­вых вы­чис­лит. ма­ши­нах и разл. уст­рой­ст­вах ав­то­ма­ти­ки. До сер. 1960-х гг. М. б. в ка­че­ст­ве внеш­них за­по­ми­наю­щих уст­ройств, а так­же опе­ра­тив­ной или ос­нов­ной па­мя­ти ши­ро­ко при­ме­ня­лись в ком­пь­ю­те­рах 1-го и 2-го по­ко­ле­ний.

Ци­линдр М. б. из­го­тав­ли­ва­ли из не­маг­нит­ных ма­те­риа­лов (алю­ми­ний, ла­тунь и др.), дан­ные (в дво­ич­ном ви­де) хра­ни­лись на па­рал­лель­ных коль­це­вых до­рож­ках – уча­ст­ках по­верх­но­сти ци­лин­д­ра, раз­ли­чаю­щих­ся ве­ли­чи­ной или на­прав­ле­ни­ем ос­та­точ­но­го маг­нит­но­го по­то­ка. За­пись и счи­ты­ва­ние дан­ных про­из­во­ди­лись с по­мо­щью маг­нит­ных го­ло­вок, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись над ка­ж­дой до­рож­кой на рас­стоя­нии 10–50 мкм от по­верх­но­сти ци­лин­д­ра. При за­пи­си ток, про­хо­дя че­рез маг­нит­ную го­лов­ку, соз­да­вал маг­нит­ное по­ле, вы­зы­ваю­щее на­маг­ни­чи­ва­ние уча­ст­ка по­верх­но­сти ба­ра­ба­на. При счи­ты­ва­нии на­маг­ни­чен­ный уча­сток, про­хо­дя под маг­нит­ной го­лов­кой, ин­ду­ци­ро­вал в ней на­пря­же­ние, пре­об­ра­зую­щее­ся в сиг­нал, со­от­вет­ст­вую­щий 0 или 1.

М. б. от­но­си­лись к уст­рой­ст­вам па­мя­ти с про­из­воль­ным дос­ту­пом, ср. вре­мя дос­ту­па со­став­ля­ло неск. де­сят­ков мкс. М. б. от­ли­ча­лись дос­та­точ­но вы­со­кой на­дёж­но­стью и про­сто­той элек­трон­ных уп­рав­ляю­щих схем, в то же вре­мя они бы­ли чув­ст­ви­тель­ны к из­ме­не­ни­ям темп-ры и за­гряз­не­нию. В разл. М. б. диа­метр ци­лин­д­ра со­став­лял от 10 до 120 см, дли­на – от 7 до 70 см, уг­ло­вая ско­рость вра­ще­ния – от 100 до 105 об/мин, ли­ней­ная ско­рость по­верх­но­сти ци­лин­д­ра от­но­си­тель­но маг­нит­ной го­лов­ки – от 10 до 60 м/c, ко­ли­че­ст­во до­ро­жек (и, со­от­вет­ст­вен­но, маг­нит­ных го­ло­вок) – от не­сколь­ких де­сят­ков до не­сколь­ких ты­сяч.

Вернуться к началу