Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИФТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 670-672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Капырина

ЛИФТ (от англ. lift – под­ни­мать), ста­цио­нар­ный подъ­ём­ник пе­рио­дич. дей­ст­вия с вер­ти­каль­ным дви­же­ни­ем ка­би­ны по жё­ст­ким пря­мо­ли­ней­ным на­прав­ляю­щим; ис­поль­зу­ет­ся для пе­ре­ме­ще­ния (подъ­ё­ма и спус­ка) лю­дей и/или гру­зов. В со­став Л. вхо­дят: си­ло­вая ус­та­нов­ка; тя­го­вый ор­ган; ка­би­на с две­ря­ми (пе­ре­во­зит пас­са­жи­ров и/или др. гру­зы); па­нель управ­ле­ния с двух­сто­рон­ней свя­зью с дис­пет­чер­ским пуль­том и др. Л. ус­та­нав­ли­ва­ют в шах­те (пол­но­стью или час­тич­но ого­ро­жен­ное ме­сто, от по­ла при­ям­ка до пе­ре­кры­тия), в ко­то­рой дви­га­ют­ся ка­би­на и (при на­ли­чии) про­ти­во­вес (урав­но­веши­ва­ет си­лы тя­же­сти мас­сы ка­би­ны и гру­за). В шах­те обо­ру­до­ва­ны: на­прав­ляю­щие ка­би­ны и про­ти­во­ве­са, две­ри по­са­доч­ных пло­ща­док, ло­ви­те­ли (уст­рой­ст­ва для ос­та­нов­ки и удер­жа­ния ка­би­ны или про­ти­во­ве­са при ава­рий­ной си­туа­ции); бу­фе­ры (уст­рой­ст­во плав­но­го за­мед­ле­ния ка­би­ны); упо­ры в при­ям­ке и др. Осн. ха­рак­те­ри­сти­ки Л. – но­ми­наль­ная (рас­чёт­ная) ско­рость дви­же­ния, гру­зо­подъ­ём­ность (наи­боль­шая мас­са гру­за без учё­та мас­сы ка­би­ны и по­сто­янно рас­по­ло­жен­ных в ней уст­ройств), макс. высо­та подъ­ё­ма ка­би­ны (рас­стоя­ние по вер­ти­ка­ли ме­ж­ду уров­ня­ми ниж­ней и верх­ней по­са­доч­ных пло­ща­док Л.) и ко­ли­че­ст­во ос­та­но­вок. Л. в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния, вы­со­ты подъ­ё­ма, рас­по­ло­же­ния си­ло­вой ус­та­нов­ки, пла­ни­ро­ва­ния и кон­ст­рук­ции зда­ний име­ют разл. ки­не­ма­ти­че­ские схе­мы (прин­ци­пи­аль­ная схе­ма взаи­мо­дей­ст­вия подъ­ём­но­го ме­ха­низ­ма с под­виж­ны­ми час­тя­ми Л. – ка­би­ной и про­ти­во­ве­сом). К Л. предъ­яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния по безо­пас­но­сти, на­дёж­но­сти кон­ст­рук­ции, плав­но­сти раз­го­на, дви­же­ния и тор­мо­же­ния, точ­но­сти ос­та­нов­ки ка­би­ны и др.

Классификация и назначение

Фото В. А. Косарева Рис. 1. Панорамный пассажирский лифт.

По ви­ду транс­пор­ти­руе­мых гру­зов Л. под­раз­де­ля­ют­ся на пас­са­жир­ские (гру­зо­пас­сажир­ские), гру­зо­вые и спе­ци­аль­ные. Пас­са­жир­ские Л. (гру­зо­подъ­ём­ность 300–2000 кг) ис­поль­зу­ют­ся в жи­лых и об­ществ. зда­ни­ях (мо­гут быть па­но­рам­ны­ми, с про­зрач­ной из­го­ро­дью для об­зо­ра пас­са­жи­ра­ми из ка­би­ны ок­ру­жаю­ще­го про­стран­ст­ва; рис. 1), на пром. пред­при­яти­ях, в ле­чеб­но-про­фи­лак­тич. уч­ре­ж­де­ни­ях (боль­нич­ный лифт), кот­тед­жах и др. В пас­са­жир­ских Л. до­пус­ка­ет­ся пе­ре­воз­ка лёг­ких гру­зов и пред­ме­тов до­маш­не­го оби­хо­да при ус­ло­вии, что их об­щая мас­са вме­сте с пас­са­жи­ра­ми не пре­вы­ша­ет гру­зо­подъ­ём­но­сти лиф­та. Пе­ре­воз­ка взры­во­опас­ных и лег­ко­вос­пла­ме­няю­щих­ся пред­ме­тов за­пре­ще­на. В боль­нич­ных Л. раз­ме­ры ка­би­ны и кон­ст­рук­ция по­зво­ля­ют пе­ре­во­зить па­ци­ен­тов (в т. ч. на ка­тал­ках, кро­ва­тях и др.) и/или мед. обо­ру­до­ва­ние. Гру­зо­вые Л. бы­ва­ют обыч­ные – верх­няя часть ка­би­ны свя­за­на с си­ло­вой ус­та­нов­кой ка­на­та­ми (гру­зо­подъ­ём­ность до 3200 кг, ино­гда от 4000 до 6300 кг и бо­лее), вы­жим­ные (ка­би­на при­во­дит­ся в дви­же­ние за счёт си­лы, при­ло­жен­ной к её ни­зу, гру­зо­подъ­ём­ность 500–3200 кг), тро­ту­ар­ные (вы­жим­ной Л., ка­би­на ко­то­ро­го вы­хо­дит из шах­ты че­рез рас­по­ло­жен­ный в её верх­ней час­ти люк, гру­зо­подъ­ём­ность 500–3200 кг), гру­зо­вые ма­лые (для подъ­ё­ма и спус­ка без пас­са­жи­ра не­боль­ших гру­зов мас­сой до 250 кг, вы­со­та ка­би­ны не бо­лее 1250 мм). Спе­ци­аль­ные (не­стан­дарт­ные) Л. из­го­тав­ли­ва­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с осо­бо раз­ра­бо­тан­ны­ми тех­нич. ус­ло­вия­ми (напр., Л. для подъ­ё­ма кос­мо­нав­тов в ка­би­ну КК). По ско­ро­сти дви­же­ния ка­би­ны Л. под­раз­де­ля­ют на ти­хо­ход­ные (до 1,0 м/с), бы­ст­ро­ход­ные (1,0–2,0 м/с), ско­ро­ст­ные (2,0–4,0 м/с) и вы­со­ко­ско­ро­ст­ные (св. 4,0 м/с). По спо­со­бу об­слу­жи­ва­ния раз­ли­ча­ют Л. са­мо­сто­ят. поль­зо­ва­ния (управ­ля­ет сам пас­са­жир) и управ­ляе­мые лиф­тё­ром. В за­ви­си­мо­сти от ти­па шах­ты раз­ли­ча­ют Л. с ус­та­нов­кой в глу­хой (кир­пич­ная, же­ле­зо­бе­тон­ная, блоч­ная и пр.), ме­тал­ло­кар­кас­ной или ком­би­ни­ро­ван­ной шах­те. Ма­шин­ное по­ме­ще­ние Л. мо­жет рас­по­ла­гать­ся над шах­той, под шах­той или сбо­ку от неё. По кон­ст­рук­ции две­рей шах­ты и ка­би­ны под­раз­де­ля­ют­ся на Л. с рас­паш­ны­ми, вер­ти­каль­но- или го­ри­зон­таль­но-раз­движ­ны­ми две­ря­ми. По ви­ду при­во­да две­рей раз­ли­ча­ют Л. с руч­ным (две­ри шах­ты и ка­би­ны от­кры­ва­ет сам пас­са­жир), по­лу­ав­то­ма­ти­че­ским (две­ри от­кры­ва­ют­ся вруч­ную, а за­кры­ва­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски с по­мо­щью до­вод­чи­ка), ав­то­ма­тич. и ком­би­ни­ров. при­во­да­ми (две­ри ка­би­ны – с ав­то­ма­тич. при­во­дом, две­ри шах­ты – с руч­ным). В за­ви­си­мо­сти от кон­ст­рук­ции тя­го­во­го ор­га­на Л. под­раз­де­ля­ют на ка­нат­ные, цеп­ные (ис­поль­зу­ет­ся цепь Гал­ля), лен­точ­ные, вин­то­вые (ос­на­ще­ны пе­ре­да­чей винт – гай­ка), плун­жер­ные, ре­еч­ные (при­ме­ня­ют­ся при­вод­ная шес­тер­ня и зуб­ча­тая рей­ка).

Рис. 2. Схема пассажирского электрического лифта: 1 – машинное помещение; 2 – лебёдка; 3 – рабочие канаты; 4 – подвеска; 5 – ловители; 6 – кабина; 7 – отводка...

В со­от­вет­ст­вии с ти­пом при­во­да подъ­ём­но­го ме­ха­низ­ма Л. бы­ва­ют элек­три­че­ские, гид­рав­ли­че­ские и пнев­ма­ти­че­ские. Элек­три­че­ские Л. (с тя­го­вым элек­трич. при­во­дом пе­ре­мен­но­го или по­сто­ян­но­го то­ка) по­лу­чи­ли наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние (рис. 2). Они мон­ти­ру­ют­ся и ра­бо­та­ют в шах­тах, обо­ру­до­ван­ных ле­бёд­кой с ре­дук­то­ром (при­ме­ня­ют на ти­хо­ход­ных Л.) или без не­го. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная сис­те­ма при­во­да име­ет двух­ско­ро­ст­ной асин­хрон­ный элек­тро­дви­га­тель с ко­рот­ко­замк­ну­тым ро­то­ром. В кон­ст­рук­ци­ях Л., дви­жу­щих­ся со ско­ро­стя­ми бо­лее 1 м/с, ис­поль­зу­ют спец. элек­тро­при­во­ды по­сто­ян­но­го или пе­ре­мен­но­го то­ка, ра­бо­таю­щие при на­пря­же­нии 380–400 В и обес­пе­чи­ваю­щие ре­гу­ли­ро­ва­ние ско­ро­сти в боль­шом диа­па­зо­не. В вы­со­ко­ско­рост­ных Л. при­ме­ня­ет­ся ча­стот­ный ре­гу­ля­тор ско­ро­сти гл. при­во­да, что де­ла­ет раз­гон и тор­мо­же­ние Л. плав­ными, а пе­ре­дви­же­ние ком­форт­ным и бес­шум­ным. Ча­стот­ные ре­гу­ля­то­ры так­же ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на при­вод две­рей ка­би­ны Л. – это обес­пе­чи­ва­ет бес­шум­ное за­кры­тие и быст­рое от­кры­тие две­рей.

Гид­рав­ли­че­ские Л. вклю­ча­ют ме­ха­низм подъ­ё­ма на ос­но­ве гид­ро­ци­лин­д­ра, ко­то­рый дей­ст­ву­ет на ка­би­ну не­по­сред­ст­вен­но или че­рез ры­чаж­ную сис­тему. Дви­же­ние што­ка или плун­же­ра гид­ро­ци­лин­д­ра на подъ­ём обес­пе­чи­ва­ет­ся под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­то­ка ра­бо­чей жид­ко­сти, ко­то­рая по­сту­па­ет от гид­ро­аг­ре­га­та. Опус­ка­ние ка­би­ны Л. про­ис­хо­дит под дей­ст­ви­ем си­лы тя­же­сти на шток или плун­жер гид­ро­ци­лин­д­ра, что обес­пе­чи­ва­ет слив ра­бо­чей жид­ко­сти в бак че­рез спец. управ­ляе­мое кла­пан­ное уст­рой­ст­во, ко­то­рое, ре­гу­ли­руя по­ток ра­бо­чей жид­ко­сти, по­сту­паю­щей в гид­ро­ци­линдр при подъ­ё­ме, и слив её в бак при опус­ка­нии гру­за, под­дер­жи­ва­ет тре­буе­мую ско­рость дви­же­ния, до­пус­ти­мый уро­вень ус­ко­ре­ний и не­об­хо­ди­мую точ­ность ос­та­нов­ки на по­гру­зоч­ной пло­щад­ке. Л. с гид­рав­лич. при­во­дом рас­счи­та­ны для подъ­ё­ма гру­зов боль­шой мас­сы, од­на­ко вы­со­та и ско­рость подъ­ё­ма та­ких Л. ог­ра­ни­че­ны (ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в ма­ло­этаж­ных об­ществ. жи­лых и про­из­водств. зда­ни­ях, вы­ста­воч­ных па­виль­о­нах, ма­га­зи­нах, скла­дах и др.).

В пнев­ма­ти­че­ском Л. пе­ре­дви­же­ние ка­би­ны осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ци­лин­д­рич. шах­те (как пра­ви­ло, про­зрач­ной) за счёт раз­ни­цы в дав­ле­нии воз­ду­ха над и под ней (соз­да­ёт­ся ва­ку­ум­ным на­со­сом, рас­по­ло­жен­ным в верх­ней час­ти шах­ты). Ко­гда на­сос вы­ка­чи­ва­ет воз­дух из шах­ты, ка­би­на под­ни­ма­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния сни­зу ка­би­ны. Кла­пан, ре­гу­ли­рую­щий впуск воз­ду­ха в верх­ней час­ти шах­ты, кон­тро­ли­ру­ет па­де­ние дав­ле­ния и воз­мож­ность подъ­ё­ма, а так­же ско­рость дви­же­ния ка­би­ны. Ко­гда кла­пан впус­ка­ет ат­мо­сфер­ный воз­дух в верх­нюю сек­цию (с низ­ким дав­ле­ни­ем), Л. сни­жа­ет­ся на нуж­ный этаж. Ниж­няя часть шах­ты от­кры­та для дос­ту­па ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха.

Управ­ле­ние ре­жи­мом ра­бо­ты Л. (пуск, раз­гон, за­мед­ле­ние, ос­та­нов­ка, из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пус­ко­ре­гу­ли­рую­щей ап­па­ра­ту­рой и дат­чи­ка­ми кон­тро­ля по­ло­же­ния ка­би­ны, ко­то­рая раз­ме­ща­ет­ся обыч­но в ка­би­не или на по­са­доч­ной пло­щад­ке, ли­бо при­ме­ня­ет­ся ком­би­ни­ров. схе­ма. Без­опас­ность Л. обес­пе­чи­ва­ют сред­ст­ва ав­то­матич. за­щи­ты и бло­ки­ров­ки элек­трич. и ме­ха­нич. уст­ройств. Л. обо­ру­ду­ют­ся ав­то­ма­тич. две­ря­ми, све­то­вой сиг­на­ли­за­ци­ей, а так­же двух­сто­рон­ней свя­зью ка­би­ны с дис­пет­чер­ским пуль­том, об­слу­жи­ваю­щим од­но­вре­мен­но неск. лиф­тов.

Историческая справка

Пер­вое упо­ми­на­ние о про­то­ти­пе Л. – «подъ­ём­ном ап­па­ра­те», по­стро­ен­ном Ар­хи­ме­дом в 236 до н. э., при­над­ле­жит рим. арх. Вит­ру­вию. Бо­лее позд­ние све­де­ния да­ти­ру­ют­ся сер. 6 в. н. э. – Л. в мон. Св. Ека­те­ри­ны (Еги­пет). В 17–18 вв. разл. подъ­ём­ни­ки со­ору­жа­ли во Фран­ции («Ле­таю­щий стул» Ве­лай­е­ра в од­ном из па­риж­ских двор­цов и др.) и в Ве­ли­ко­бри­та­нии (в Винд­зор­ском зам­ке). С кон. 18 в. пас­са­жир­ские Л. со­ору­жа­ли в Рос­сии (Цар­ское Се­ло, Пе­тер­гоф, под­мос­ков­ная усадь­ба Кус­ко­во); в 1793 И. П. Ку­ли­бин скон­ст­руи­ро­вал вин­то­вой ме­ха­низм для подъ­ё­ма и спус­ка кре­сел в Зим­нем двор­це; в 1816 Л. ус­та­нов­лен в гл. до­ме подмос­ков­ной усадь­бы Ар­хан­гель­ское. В США инж. Э. Г. Отис в 1854 на вы­став­ке в Нью-Йор­ке в зда­нии «Кри­стал Па­лас» про­де­мон­ст­ри­ро­вал Л. с при­во­дом от па­ро­вой ма­ши­ны, в ко­то­ром ка­би­на под­ни­ма­лась ка­на­та­ми, безо­пас­ность обес­пе­чи­ва­ло спец. уст­рой­ст­во – ло­ви­те­ли, ко­то­рые при об­ры­ве ка­на­тов ос­та­нав­ли­ва­ли ка­би­ну. В 1859 в оте­ле «Пя­тая аве­ню» был смон­ти­ро­ван «вин­то­вой Л.» кон­ст­рук­ции Оти­са, в ко­то­ром ка­би­на пе­ре­ме­ща­лась как гай­ка по вер­ти­каль­но­му ме­тал­лич. вин­ту, смон­ти­ро­ван­но­му в шах­те (кон­ст­рук­ция ока­за­лась не­удоб­ной и до­ро­гой). В 1867 сы­новь­я­ми Оти­са ос­но­ва­на фир­ма, ко­то­рая ус­пеш­но ра­бо­та­ет и счи­та­ет­ся ли­де­ром совр. лиф­то­строе­ния. Гид­рав­лич. Л. изо­бре­тён во Фран­ции и впер­вые по­ка­зан на Все­мир­ной вы­став­ке в Па­ри­же в 1867 (ско­рость подъ­ё­ма до 3,5 м/с); позд­нее его ус­та­но­ви­ли на Эй­фе­ле­вой баш­не. Элек­трич. Л. за­па­тен­то­ван в Гер­ма­нии в 1861. Пер­вый элек­трич. Л. с ре­еч­ной пе­ре­да­чей от дви­га­те­ля, из­го­тов­лен­ный в 1880 нем. фир­мой «Си­менс и Галь­ске» («Siemens und Halske»), под­ни­мал­ся на выс. 22 м за 11 с. В 1889 фир­ма «Отис» впер­вые смон­ти­ро­ва­ла элек­трич. Л. в од­ном из нью-йорк­ских не­бо­скрё­бов. С нач. 20 в. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Л. с элек­трич. при­во­дом и пе­ре­да­чей дви­же­ния ка­на­то­ве­ду­щи­ми шки­ва­ми от ле­бёд­ки, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся и в совр. кон­ст­рук­ци­ях. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии лиф­то­строе­ние прак­ти­че­ски от­сут­ст­во­ва­ло. Раз­ви­тие этой от­рас­ли ма­шино­строе­ния в СССР на­ча­лось во 2-й пол. 1940-х гг., по­сле окон­ча­ния Вел. Отеч. вой­ны, то­гда бы­ло на­ча­то се­рий­ное произ-во лиф­тов.

Совр. пас­са­жир­ские Л. при вме­сти­мо­сти до 30 чел. пе­ре­ме­ща­ют­ся обыч­но со ско­ро­стя­ми 0,5–4,0 м/с, вы­со­ко­ско­ро­ст­ные – до 17,0 м/с. Гру­зо­вые Л. транс­пор­ти­ру­ют до 10 т гру­за со ско­ро­стью до 1,5 м/с. Са­мые ско­ро­ст­ные Л. – 16,83 м/с, ус­та­нов­ле­ны (2004) в баш­не «Тай­бэй 101» (о. Тай­вань). В не­бо­скрё­бе «Сирс тау­эр» (Чи­ка­го) ус­та­нов­ле­но 106 Л., из ко­то­рых 16 – двух­этаж­ные (при­ни­ма­ют и вы­са­жи­ва­ют пас­са­жи­ров од­но­вре­мен­но с двух эта­жей).

Лит.: Ер­миш­кин В. Г. Тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние лиф­тов. М., 1977; Вол­ков Д. П., Ио­нов А. А., Чут­чи­ков П. И. Ат­лас кон­ст­рук­ций лиф­тов. М., 2003; Кос­тен­ко Е. М. Уст­рой­ство, мон­таж и об­слу­жи­ва­ние лиф­тов. Хар., 2006.

Вернуться к началу