Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ПГАРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 538

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Нарбут
ИРЦ ФГУП «НАМИ»

ЛИ́ПГАРТ Ан­д­рей Алек­сан­д­ро­вич [4(16).6.1898, Мо­ск­ва – 20.3.1980, там же], рос. кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, засл. де­ят. нау­ки и тех­ни­ки РСФСР (1958). Окон­чил МВТУ (ны­не МГТУ) им. Н. Э. Бау­ма­на. В 1925–33 ра­бо­тал в Центр. н.-и. ав­то­мо­биль­ном и ав­то­мо­тор­ном ин-те (НАМИ), уча­ст­во­вал в соз­да­нии пер­вых сов. ав­то­мо­би­лей (лег­ко­во­го НАМИ-1, трёх­ос­но­го гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля про­то­ти­па ГАЗ-ААА, пер­во­го сов. трол­лей­бу­са и др.). В 1933–51 гл. кон­ст­рук­тор Горь­ков­ско­го ав­то­за­во­да (ГАЗ). Л. ру­ко­во­дил раз­ра­бот­кой и вы­пус­ком лег­ко­вых (ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 «По­бе­да», ГАЗ-12 «ЗИМ» и др.) и гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей (ГАЗ-51, ГАЗ-63), а так­же в 1941–45 авто­мо­би­лей ГАЗ-64 и БА-64 (совм. с В. А. Гра­чё­вым) и лёг­ких тан­ков Т-60 и Т-70 (со­вм. с Н. А. Ас­т­ро­вым, А. М. Кри­ге­ром и др.). В 1953–73 Л. зав. ка­фед­рой «Ко­лёс­ные ма­ши­ны» в МВТУ [ба­зо­вая ка­фед­ра по ма­ши­нам вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти; д-р тех­нич. наук (1960)], од­но­вре­мен­но гл. кон­ст­рук­тор, за­тем зам. ди­рек­то­ра по на­уч.-экс­пе­рим. ра­бо­те НАМИ. Под рук. Л. бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­нич. по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отеч. ав­то­мо­биль­ной пром-сти (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отеч. ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–60-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с возд. ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 чл. Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Осн. тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1947, 1950, 1951). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Вернуться к началу