Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕДОКО́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 161

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ЛЕДОКО́Л, вспо­мо­га­тель­ное суд­но ле­до­во­го пла­ва­ния, пред­на­зна­чен­ное для под­дер­жа­ния и про­дле­ния на­ви­га­ции в за­мер­заю­щих бас­сей­нах. Л. раз­ру­ша­ют ле­дя­ной по­кров рек, озёр, мо­рей и океа­нов с це­лью обес­пе­че­ния пла­ва­ния др. су­дов и ока­за­ния им не­об­хо­ди­мой по­мо­щи при дви­же­нии во льдах. Наи­бо­лее раз­ви­тым ле­до­коль­ным фло­том рас­по­ла­га­ют стра­ны, бе­ре­га ко­то­рых омы­ва­ют­ся сев. мо­ря­ми, – Ка­на­да, Рос­сия, США, Фин­лян­дия, Шве­ция.

Пер­вым Л. был рос. па­ро­ход «Пай­лот» (1864) мощ­но­стью 60 л. с. (ок. 44 кВт). Пер­вым в ми­ре по­ляр­ным Л. так­же стал рос. Л. «Ер­мак», по­стро­ен­ный по ини­циа­ти­ве адм. С. О. Ма­ка­ро­ва в 1899. «Ер­мак» имел во­до­из­ме­ще­ние 8730 т, мощ­ность си­ло­вой энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 9000 л. с. (6615 кВт), ско­рость хо­да 12 уз (6,3 м/с), ле­до­про­хо­ди­мость (макс. тол­щи­на сплош­но­го льда, в ко­то­ром Л. мо­жет про­дви­гать­ся с ми­ним. ус­той­чи­вой ско­ро­стью) 1 м. На ис­пы­та­ни­ях «Ер­мак» дос­тиг 81°28 сев. ши­ро­ты.

Ледокол «Россия» на Северном полюсе (экспедиция «Арктика-2007»). Фото А. И. Нагаева

Раз­ли­ча­ют Л. реч­ные (ис­поль­зу­ют­ся в ве­сен­не-осен­нее вре­мя в ак­ва­то­рии озёр, реч­ных пор­тов и су­до­ре­монт­ных пред­при­ятий) и мор­ские (для под­дер­жа­ния в су­до­ход­ном со­стоя­нии ак­ва­то­рии за­мер­заю­щих мор. пор­тов, мо­рей и для арк­тич. на­ви­га­ции). Совр. отеч. мор­ские Л. де­лят­ся на арк­ти­че­ские и пор­то­вые. Л. име­ют мощ­ный уси­лен­ный кор­пус, ха­рак­тер­ный на­клон­ный «ле­до­коль­ный» нос, ос­на­ща­ют­ся не­сколь­ки­ми греб­ны­ми вин­та­ми фик­си­ро­ван­но­го или пе­ре­мен­но­го ша­га; для уси­ле­ния ле­до­про­хо­ди­мо­сти Л. обо­ру­ду­ют­ся бал­ла­ст­ной и диф­фе­рент­ной сис­те­ма­ми, по­зво­ляю­щи­ми из­ме­нять осад­ку но­сом и кор­мой при раз­ру­ше­нии льда. Наи­бо­лее мощ­ные Л. име­ют ядер­ную энер­ге­тич. си­ло­вую ус­та­нов­ку (см. Ато­мо­ход).

Бла­го­да­ря совр. атом­ным арк­тич. Л. про­дол­жи­тель­ность на­ви­га­ции по Сев. мор. пу­ти и в рай­онах Арк­ти­ки с наи­более слож­ной ле­до­вой об­ста­нов­кой со­став­ля­ет 200–210 дней в го­ду. Раз­ли­чают Л. и ле­до­коль­ные су­да, пред­на­зна­чен­ные для са­мо­сто­ят. пла­ва­ния в ле­до­вых мо­рях (мно­го­це­ле­вые ле­до­коль­но-транс­порт­ные су­да, арк­тич. снаб­жен­цы и бал­ке­ры, тан­ке­ры-про­дук­то­во­зы и ле­со­во­зы-па­ке­то­во­зы ле­до­во­го клас­са, ле­до­коль­но-транс­порт­ные атом­ные лих­те­ро­во­зы-кон­тей­не­ро­во­зы, а так­же па­ро­мы-ле­до­ко­лы).

Лит.: Ари­кай­нен А. И., Чу­ба­ков К. Н. Азбука ледового плавания. М., 1987; Ан­дри­ен­ко В. Г. Ле­до­коль­ный флот Рос­сии, 1860-е – 1918 гг. М., 2009.

Вернуться к началу