Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛАЧКО́ВЫЙ МЕХАНИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 289

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУЛАЧКО́ВЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, ме­ха­низм, в со­став ко­то­ро­го обыч­но вхо­дят два по­движ­ных зве­на – ку­ла­чок (ве­ду­щее зве­но) и взаи­мо­дей­ст­вую­щий с ним тол­ка­тель (ве­до­мое зве­но), а так­же стой­ка (не­под­виж­ное зве­но). Под­виж­ные зве­нья К. м. об­ра­зу­ют выс­шую ки­не­ма­ти­че­скую па­ру. Ку­ла­чок – де­таль в ви­де пла­сти­ны, дис­ка или ци­лин­д­ра с по­верх­но­стью пе­ре­мен­ной кри­виз­ны, по­зво­ляю­щей при дви­же­нии пе­ре­да­вать со­пря­жён­ной де­та­ли (т. е. ве­до­мо­му зве­ну – тол­ка­те­лю или штан­ге) дви­же­ние с за­ра­нее за­дан­ны­ми па­ра­мет­ра­ми и тра­ек­то­ри­ей. По­сто­ян­ный кон­такт тол­ка­те­ля с ку­лач­ком обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мо­щью ки­не­ма­ти­че­ско­го или си­ло­во­го за­мы­ка­ния. К. м. мо­гут быть пло­ски­ми, про­стран­ст­вен­ны­ми или осе­вы­ми с пло­ским, та­рель­ча­тым ли­бо ро­ли­ко­вым тол­ка­те­лем (ро­лик ус­та­нав­ли­ва­ет­ся для умень­ше­ния тре­ния). Не­дос­та­ток К. м. – боль­шое удель­ное дав­ле­ние в точ­ке кон­так­та ку­лач­ка с тол­ка­те­лем, а так­же слож­ность из­го­тов­ле­ния ку­лач­ка пе­ре­мен­но­го про­фи­ля. К. м. при­ме­ня­ют в разл. об­лас­тях ма­ши­но­строе­ния: дви­га­те­лях внутр. сго­ра­ния, ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ках, ма­ши­нах для пи­ще­вой, тек­стиль­ной пром-сти, а так­же в ме­ха­низ­мах ав­то­ма­тич. или по­лу­ав­то­ма­тич. дей­ст­вия для обес­пе­че­ния «жё­ст­ко­го» управ­ле­ния вы­пол­няе­мым про­цес­сом.

Лит.: Тео­рия ме­ха­низ­мов и ме­ха­ни­ка ма­шин / Под ред. К. В. Фро­ло­ва. 5-е изд. М., 2003.

Вернуться к началу