Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИВОШИ́ПНЫЙ МЕХАНИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 20

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Кривошипный механизм: 1 – кривошип; 2 – шатун; 3 – ползун.

КРИВОШИ́ПНЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, пре­об­ра­зу­ет один вид дви­же­ния в дру­гой (напр., рав­но­мер­ное вра­ща­тель­ное в по­сту­па­тель­ное, не­рав­но­мер­ное вра­ща­тель­ное, ка­ча­тель­ное). Име­ет (рис.) вра­щаю­щее­ся зве­но в ви­де кри­во­ши­па или ко­лен­ча­то­го ва­ла, ко­то­рое свя­за­но со стой­кой (не­по­движ­ным зве­ном) и др. зве­ном ме­ханиз­ма вра­щат. ки­не­ма­ти­че­ски­ми па­ра­ми (шар­ни­ра­ми). Кри­во­шип обыч­но пред­став­ля­ет со­бой цап­фу или па­лец, экс­цен­трич­но рас­по­ло­жен­ный от­но­си­тель­но оси вра­ще­ния. Па­лец шар­нир­но со­еди­ня­ет­ся с пол­зу­ном (в дви­га­те­лях внутр. сго­ра­ния, порш­не­вых ком­прес­со­рах и т. п. функ­цию пол­зу­на вы­пол­ня­ет пор­шень) или ша­ту­ном. К. м. обыч­но име­ют вра­щат. и по­сту­пат. ки­не­ма­тич. па­ры. Су­ще­ст­ву­ют К. м. пло­ские (с дви­же­ни­ем всех звень­ев в па­рал­лель­ных плос­ко­стях) и про­стран­ст­вен­ные, че­ты­рёх­звен­ные и мно­го­звен­ные. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные пло­ские че­ты­рёх­звен­ные К. м. де­лят­ся на 4 груп­пы: шар­нир­ные че­ты­рёх­звен­ные (пре­об­ра­зу­ют рав­но­мер­ное вра­ще­ние од­но­го кри­во­ши­па в не­рав­но­мер­ное вра­ще­ние дру­го­го); кри­во­шип­но-ко­ро­мы­сло­вые (пре­об­ра­зу­ют вра­ще­ние кри­во­ши­па в ка­ча­тель­ное дви­же­ние ко­ро­мыс­ла); кри­во­шип­но-пол­зун­ные (пре­об­ра­зу­ют вра­ще­ние кри­во­ши­па в пря­мо­ли­ней­ное воз­врат­но-по­сту­па­тель­ное дви­же­ние пол­зу­на или на­обо­рот), ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в порш­не­вых дви­га­те­лях, на­со­сах, ком­прес­со­рах, прес­сах и др. ма­ши­нах; кри­во­шип­но-ку­лис­ные (пре­об­ра­зу­ют рав­но­мер­ное вра­ще­ние кри­во­ши­па в не­рав­но­мер­ное вра­ща­тель­ное дви­же­ние, ка­ча­тель­ное или воз­врат­но-по­сту­па­тель­ное дви­же­ние ку­ли­сы), ис­поль­зу­ют­ся в при­во­де дви­же­ния ре­за­ния ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков. В боль­шин­ст­ве К. м. име­ют­ся т. н. мёрт­вые по­ло­же­ния, в ко­то­рых пе­ре­да­ча дви­же­ния на кри­вошип не­воз­мож­на; при этом ве­до­мый кри­во­шип мо­жет из­ме­нить на­прав­ле­ние вра­ще­ния на об­рат­ное, что да­ёт зна­чит. вы­иг­рыш в си­ле. По­лу­чен­ные боль­шие уси­лия ис­поль­зу­ют­ся в ра­бо­чих ма­ши­нах (напр., в прес­сах). В ря­де слу­ча­ев при­ме­ня­ют­ся пло­ские мно­го­звен­ные К. м. (напр., в тех­но­ло­гич. ли­ни­ях пи­ще­вой, фар­ма­цев­тич. пром-сти, в при­во­дах шпин­де­лей свер­лиль­ной го­лов­ки, ме­ха­низ­мах куз­неч­ных прес­сов). Про­стран­ст­вен­ные че­ты­рёх­звен­ные К. м. ис­поль­зу­ют­ся для по­лу­че­ния ка­ча­тель­но­го дви­же­ния ко­ро­мыс­ла во­круг оси, пер­пен­ди­ку­ляр­ной оси вра­ще­ния кри­во­ши­па.

Вернуться к началу