Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНТА́КТНАЯ СВА́РКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Исаев
Схемы основных видов контактной сварки: а – точечная; б – рельефная; в – шовная; г – стыковая; 1 – свариваемые детали; 2 – электроды; Fсв – сила сжатия детале...

КОНТА́КТНАЯ СВА́РКА, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на­гре­вом ме­тал­лов при про­те­ка­нии элек­трич. то­ка в зо­не кон­так­та сдав­ли­вае­мых (под дей­ст­ви­ем внеш­ней ме­ха­нич. си­лы) де­та­лей. При К. с. де­та­ли со­би­рают вна­хлё­ст­ку или встык, сжи­ма­ют с си­лой $F_{св}$ элек­тро­да­ми, к ко­то­рым под­клю­чён ис­точ­ник элек­трич. энер­гии. По ви­ду свар­но­го со­еди­не­ния раз­ли­ча­ют К. с.: то­чеч­ную, при ко­то­рой свар­ное со­еди­не­ние (точ­ка) по­лу­ча­ет­ся ме­ж­ду тор­ца­ми элек­тро­дов, под­во­дя­щих ток и пе­ре­даю­щих уси­лие сжа­тия; рель­еф­ную – свар­ное со­еди­не­ние об­ра­зу­ется на отд. уча­ст­ках, обу­слов­лен­ных фор­мой по­верх­но­сти од­ной из сва­ри­вае­мых де­та­лей; шов­ную – свар­ка лис­тов (де­та­лей), пе­ре­ме­щаю­щих­ся со ско­ро­стью $v_{св}$, про­ис­хо­дит ме­ж­ду вра­щаю­щи­ми­ся дис­ко­вы­ми элек­тро­да­ми; сты­ко­вую – де­та­ли сва­ри­ва­ют по всей пло­ща­ди ка­са­ния (рис.). При то­чеч­ной, рель­еф­ной и шов­ной К. с. де­та­ли на­гре­ва­ют­ся то­ком до об­ра­зо­ва­ния зо­ны вза­им­но­го рас­плав­ле­ния; при сты­ко­вой К. с. тор­цы со­еди­няе­мых де­та­лей оп­лав­ля­ют­ся (свар­ка оп­лав­ле­ни­ем) или на­гре­ва­ют­ся до темп-ры, близ­кой к темп-ре плав­ле­ния (свар­ка со­про­тив­ле­ни­ем), в ре­зуль­та­те по­сле­дую­ще­го сдав­ли­ва­ния (оса­жи­ва­ния) свар­ное со­еди­не­ние об­ра­зу­ет­ся по всей плос­ко­сти ка­са­ния. К. с. со­еди­ня­ют де­та­ли из ста­ли, же­ле­зо­ни­ке­ле­вых, ни­ке­ле­вых, ти­та­но­вых, алю­ми­ние­вых, маг­ние­вых и мед­ных спла­вов. Тол­щи­на сва­ри­вае­мых лис­тов мо­жет со­став­лять от 0,02 до 20 мм, пло­щадь сты­ко­вых со­еди­не­ний от 0,01 до 100000 мм2. К. с. осу­ще­ст­в­ля­ют на кон­такт­ных сва­роч­ных ма­ши­нах, со­дер­жа­щих элек­трич. и ме­ха­нич. час­ти, а так­же ап­па­ра­ту­ру управ­ле­ния. Ис­поль­зу­ют­ся ис­точ­ни­ки пи­та­ния пе­ре­мен­но­го то­ка пром. час­то­ты, низ­ко­час­тот­ные, по­сто­ян­но­го то­ка, кон­ден­са­тор­ные, пе­ре­мен­но­го то­ка по­вы­шен­ной час­то­ты (ин­вер­тор­но­го ти­па). Транс­фор­ма­тор сва­роч­ной ма­ши­ны по­ни­жа­ет на­пря­же­ние ис­точ­ни­ка пи­та­ния до 1–20 В. При К. с. ис­поль­зу­ют элек­тро­ды из спла­вов ме­ди для сжа­тия де­та­лей и под­во­да к ним то­ка си­лой 1–200 кА. Си­ла сжа­тия 0,01–100 кН соз­да­ёт­ся пнев­мо­гид­ро­при­во­дом, сер­во­при­во­дом или ры­чаж­но-пру­жин­ным ме­ха­низ­мом. Ток дли­тель­но­стью от 0,001 до 10 с вклю­ча­ет­ся кон­так­то­ра­ми с элек­трон­ным управ­ле­ни­ем. Вы­пус­ка­ют­ся ста­цио­нар­ные, пе­ре­движ­ные и под­вес­ные кон­такт­ные сва­роч­ные ма­ши­ны. К. с. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ав­то­мо­би­ле-, ва­го­но- и са­мо­лё­то­строе­нии, строи­тель­ст­ве, в при­бо­ро­строе­нии и мик­ро­элек­тро­ни­ке (для мон­та­жа и гер­ме­ти­за­ции по­лу­про­вод­ни­ко­вых эле­мен­тов и ин­те­граль­ных схем), а так­же при со­ору­же­нии тру­бо­про­во­дов и бес­сты­ко­вых ж.-д. пу­тей, при из­го­тов­ле­нии ин­ст­ру­мен­тов, гер­ме­тич­ных ём­ко­стей, ба­ков и др.

Лит.: Свар­ка. Рез­ка. Кон­троль: Спра­воч­ник / Под ред. Н. П. Але­ши­на, Г. Г. Чер­ны­шо­ва. М., 2004. Т. 1.

Вернуться к началу