Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНВЕ́ЙЕРНАЯ СБО́РКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНВЕ́ЙЕРНАЯ СБО́РКА, сбор­ка из­де­лий с не­пре­рыв­ным или пе­рио­ди­че­ским их дви­же­ни­ем, осу­ще­ст­в­ляе­мым при­ну­ди­тель­но на кон­вей­е­ре. Впер­вые сбор­ку на кон­вей­е­ре ввёл в 1903 в США на сво­их ав­то­мо­биль­ных за­во­дах Г. Форд. Вне­дре­ние К. с., на­прав­лен­ной на ин­тен­си­фи­ка­цию тру­да, по­лу­чи­ло в нач. 20 в. назв. «фор­дизм» (сис­те­ма ор­га­ни­за­ции по­точ­но­го про­из-ва, за­клю­чаю­щая­ся в мас­со­вой уни­фи­ка­ции и кон­вей­е­ри­за­ции про­из-ва). Вве­де­ние К. с., на­ря­ду с не­ко­то­ры­ми др. тех­нич. нов­ше­ст­ва­ми (ти­пи­за­ция про­дук­ции, стан­дар­ти­за­ция и уни­фи­ка­ция де­та­лей, их взаи­мо­за­ме­няе­мость и др.), при­ве­ло к зна­чит. по­вы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да и сни­же­нию се­бе­стои­мо­сти про­дук­ции, что соз­да­ло пред­по­сыл­ки для раз­ви­тия мас­со­во­го про­из-ва.

Для осу­ще­ст­в­ле­ния К. с. из­де­лия мо­гут рас­по­ла­гать­ся на пло­щад­ках, плат­фор­мах, те­леж­ках, пе­ре­ме­щать­ся за­хва­та­ми, ко­то­рые свя­за­ны с тя­ну­щи­ми ор­га­на­ми кон­вей­е­ра и дви­га­ют­ся в оп­ре­де­лён­ном тем­пе (не­пре­рыв­но или с пе­рио­дич. ос­та­нов­ка­ми), вдоль уча­ст­ка сбор­ки, об­ра­зуя по­точ­ную ли­нию. Эф­фек­тив­ность ис­поль­зо­ва­ния кон­вей­е­ра в тех­но­ло­гич. про­цес­се лю­бо­го про­из-ва за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко тип и па­ра­мет­ры вы­бран­но­го кон­вей­е­ра со­от­вет­ст­ву­ют осо­бен­ностям из­де­лия и ус­ло­ви­ям, в ко­то­рых про­ис­хо­дит сбор­ка. К та­ким ус­ло­ви­ям от­но­сят­ся: про­из­во­ди­тель­ность; фор­ма трас­сы ли­нии, её дли­на и на­прав­ле­ние пе­ре­ме­ще­ния (го­ри­зон­таль­ное, на­клон­ное, вер­ти­каль­ное, ком­би­ни­ро­ван­ное); ус­ло­вия за­груз­ки и раз­груз­ки кон­вей­е­ра; раз­ме­ры и фор­ма из­де­лия и др. При К. с. тре­бу­ет­ся стро­гая диф­фе­рен­циа­ция (рас­чле­не­ние) сбо­роч­но­го про­цес­са на от­дель­ные опе­ра­ции, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на со­от­вет­ст­вую­щих по­зи­ци­ях (ра­бо­чих мес­тах). Ка­ж­дая опе­ра­ция вы­пол­ня­ет­ся ли­бо од­ним ра­бо­чим, ли­бо с по­мо­щью спе­ци­аль­но на­стро­ен­ной ав­то­ма­тич. сис­те­мы (в ав­то­ма­ти­че­ских ли­ни­ях) или с при­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гич. и про­мыш­лен­ных ро­бо­тов, ма­ни­пу­ля­то­ров (с со­хра­не­ни­ем за ра­бо­чим функ­ций кон­тро­ля и управ­ле­ния сбо­роч­ным про­цес­сом), что по­зво­ля­ет ме­ха­ни­зи­ро­вать и ав­то­ма­ти­зи­ро­вать про­из-во. Дви­же­ние кон­вей­е­ра (не­пре­рыв­ное или пре­ры­ви­стое) оп­ре­де­ля­ет­ся за­дан­ной про­из­во­ди­тель­но­стью, вре­ме­нем, за­тра­чи­вае­мым на од­ну опе­ра­цию, осо­бен­но­стя­ми со­би­рае­мо­го из­де­лия. При пе­рио­ди­че­ском (пре­ры­ви­стом) дви­же­нии сбо­роч­ная опе­ра­ция осу­ще­ст­в­ля­ет­ся во вре­мя ос­та­нов­ки кон­вей­е­ра. Ра­бо­чие по­зи­ции свя­за­ны транс­порт­ны­ми ли­ния­ми, по ко­то­рым из­де­лие пе­ре­да­ёт­ся с од­ной по­зи­ции на дру­гую. Для пе­ре­ста­нов­ки де­та­лей, уз­лов, го­то­вых из­де­лий ис­поль­зу­ют­ся по­зи­цио­не­ры, обес­пе­чи­ваю­щие ус­та­нов­ку из­де­лия в по­ло­же­нии, удоб­ном для об­ра­бот­ки и сбор­ки.

Ор­га­ни­за­ция про­из-ва с при­ме­не­ни­ем ав­то­ма­ти­зи­ров. К. с. обес­пе­чи­ва­ет рит­мич­ность и сни­же­ние тру­до­ём­ко­сти про­цес­са, улуч­ша­ет ус­ло­вия тру­да. Точ­ный при­ну­ди­тель­ный темп К. с. яв­ля­ет­ся ор­га­ни­зую­щим фак­то­ром всей ра­бо­ты пред­при­ятия. К. с. рас­про­стра­не­на в мас­со­вом и крупно­се­рий­ном про­из-вах (ав­то­мо­би­ле-, дви­га­те­ле- и трак­то­ро­строе­нии, стан­ко­строе­нии, при­бо­ро­строе­нии, компь­ю­тер­ном, под­шип­ни­ко­вом, ча­со­вом и др.).

Вернуться к началу