Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНВЕ́ЙЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Капырина

КОНВЕ́ЙЕР (англ. сonveyеr, от сonvey – про­дви­гать, пе­ре­во­зить) (транс­пор­тёр), ма­ши­на не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия, слу­жа­щая для пе­ре­ме­ще­ния сы­пу­чих, кус­ко­вых, штуч­ных и др. гру­зов. К. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся на уча­ст­ках внут­ри­за­вод­ско­го или внеш­не­го транс­пор­та, в со­ставе пе­ре­гру­зоч­ных уст­ройств (напр., мос­то­вых пе­ре­гру­жа­те­лей, от­ва­ло­об­ра­зо­ва­те­лей); в по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ком­плек­сах вме­сте с др. ма­ши­на­ми; для пе­ре­ме­ще­ния гру­зов-из­де­лий в по­точ­ном про­из-ве по по­зи­ци­ям, осу­ще­ст­в­ляя в ря­де слу­ча­ев функ­ции на­ко­пи­те­лей (по­движ­ных скла­дов) и рас­пре­де­ли­те­лей из­де­лий по др. тех­но­ло­гич. ли­ни­ям.

Историческая справка

Ма­ши­ны не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия бы­ли из­вест­ны уже в глу­бо­кой древ­но­сти – за неск. ты­ся­челе­тий до н. э. Подъ­ём­ни­ки с ков­ша­ми при­ме­ня­ли для во­до­снаб­же­ния и в сис­те­мах оро­ше­ния, при строи­тель­ст­ве ук­ре­п­ле­ний, на руд­ни­ках. В Древ­нем Егип­те и в Ки­тае ис­поль­зо­ва­ли во­до­подъ­ём­ные ма­ши­ны, а так­же уст­рой­ст­ва с тол­каю­щи­ми скреб­ка­ми, вин­том. В Зап. Ев­ро­пе в 16–17 вв. де­рев. вин­то­вые К. ус­та­нав­ли­ва­ли на му­ко­моль­ных пред­при­яти­ях.

В Рос­сии К. из­вест­ны с 18 в.; впер­вые бы­ли при­ме­не­ны на руд­ни­ках в Си­би­ри для подъ­ё­ма ру­ды и зем­ли, а так­же для транс­пор­ти­ров­ки пес­ка и галь­ки на зо­ло­тых при­ис­ках; при­во­ди­лись в дей­ст­вие от па­ро­во­го дви­га­те­ля. В нач. 19 в. К. ста­ли ис­поль­зо­вать в пром-сти для пе­ре­ме­ще­ния тя­жё­лых мас­со­вых и штуч­ных гру­зов. Рас­ши­ре­ние об­лас­тей при­ме­не­ния К. обу­сло­ви­ло в раз­ных стра­нах по­яв­ле­ние и экс­плуа­тац. ос­вое­ние разл. ти­пов К.: лен­точ­ных с тка­не­вы­ми про­ре­зи­нен­ны­ми лен­та­ми (1868, Ве­ли­ко­бри­та­ния), пла­стин­ча­тых ста­цио­нар­ных и пе­ре­движ­ных (1870, Рос­сия), вин­то­вых со спи­раль­ны­ми вин­та­ми для круп­но­кус­ко­вых ма­те­риа­лов (1887, США), ков­шо­вых с шар­нир­но за­кре­п­лён­ны­ми ков­ша­ми для дос­тав­ки гру­зов по слож­ным трас­сам (1896, США), лен­точ­ных со сталь­ны­ми лен­та­ми (1905, Шве­ция), инер­ци­он­ных (1906, Гер­ма­ния, Ве­ли­ко­бри­та­ния) и т. п. В 1882 в США впер­вые К. был ус­та­нов­лен в це­хе фаб­ри­ки для свя­зи отд. тех­но­ло­гич. аг­ре­га­тов; Г. Форд на ос­но­ве кон­вей­ер­ной ли­нии соз­дал пер­вое по­точ­ное про­из­вод­ст­во.

Классификация конвейеров

В ос­но­ву клас­си­фи­ка­ции К. по­ло­жен ряд при­зна­ков: прин­цип дей­ст­вия, вид тя­го­во­го (тя­ну­ще­го) ор­га­на, вид гру­зо­не­су­ще­го ра­бо­че­го ор­га­на, ко­то­рый мо­жет од­но­вре­мен­но вы­пол­нять функ­цию тя­го­во­го, на­зна­че­ние (для оп­ре­де­лён­но­го гру­за или уни­вер­саль­ный), ус­ло­вия экс­плуа­та­ции, рас­по­ло­же­ние трас­сы и др. По прин­ци­пу дей­ст­вия К. мо­гут быть с гру­зо­не­су­щим и тя­го­вым ор­га­на­ми (лен­та, цепь, ка­нат) и без тя­го­во­го ор­га­на (инер­ци­он­ные, гра­ви­та­ци­он­ные, вин­то­вые). В К. при­ме­ня­ют­ся разл. гру­зо­не­су­щие ор­га­ны (сплош­ная замк­ну­тая лен­та, скре­п­лён­ные ме­ж­ду со­бой пла­сти­ны, на­стил, плат­фор­ма, ков­ши, под­вес­ные те­ле­ж­ки, жё­лоб, тру­ба с тол­каю­щи­ми скреб­ка­ми и др.), на ко­то­рых раз­ме­щает­ся и вме­сте с ко­то­ры­ми дви­жет­ся груз. На К. без тя­го­вых ор­га­нов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­дель­ное пе­ре­ме­ще­ние гру­за и ра­бо­чих ор­га­нов (в ро­ли­ко­вых, вин­то­вых, инер­ци­он­ных, гра­ви­та­ци­он­ных и др.), груз транс­пор­ти­ру­ет­ся, напр., под дей­ст­ви­ем си­лы тя­же­сти, виб­ра­ции. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния К. мо­гут быть ста­цио­нар­ны­ми и пе­ре­движ­ны­ми, под­вес­ны­ми и на­поль­ны­ми, ис­поль­зуе­мы­ми для разл. на­сып­ных, штуч­ных гру­зов и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ными (напр., для го­ря­чих от­ли­вок, хи­ми­че­ски ак­тив­ных ве­ществ, ма­те­риа­лов, при­ме­няе­мых в разл. сре­дах). К. под­раз­деля­ют на ма­ши­ны об­ще­го на­зна­че­ния, ко­то­рые слу­жат гл. обр. для по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот в ком­плек­се с до­рож­ны­ми, строи­тель­ны­ми, пу­те­вы­ми ма­ши­на­ми и др., и спе­ци­аль­ные, напр. эс­ка­ла­то­ры, дви­жу­щие­ся тро­туа­ры, эле­ва­то­ры, ста­ке­ры. К. мо­жет иметь вер­ти­каль­но или го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ную замк­ну­тую про­стран­ст­вен­ную трас­су, по ко­то­рой в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий экс­плуа­та­ции мо­гут пе­ре­ме­щать­ся под­вес­ные или на­поль­ные гру­зо­не­су­щие ор­га­ны с воз­мож­но­стью об­слу­жи­ва­ния раз­ных зон ра­бот. К. име­ют элек­трич. или пнев­ма­тич. ма­шин­ный при­вод, обес­пе­чи­ваю­щий вра­ще­ние при­вод­но­го ме­ха­низ­ма гру­зо­не­су­ще­го или тя­ну­ще­го ор­га­на, а так­же слу­жа­щий для пе­ре­ме­ще­ния К. с од­ной по­зи­ции на дру­гую.

Основные типы конвейеров

Рис. 1. Ленточный конвейер: 1 – грузонесущий орган (лента); 2 – защитное ограждение; 3 – электродвигатель; 4 – передаточный механизм; 5 – подшипниковый узел; 6 –...

Лен­точ­ные К., ис­поль­зуе­мые для пе­ре­ме­ще­ния разл. сы­пу­чих, кус­ко­вых и штуч­ных гру­зов с за­дан­ной (ре­гу­ли­руе­мой) ско­ро­стью,  наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный и про­из­во­ди­тель­ный вид не­пре­рыв­но­го транс­пор­та (рис. 1). В ка­че­ст­ве тя­го­во-не­су­ще­го ор­га­на, объ­е­ди­няю­ще­го ра­бо­чий и тя­го­вый ор­га­ны, при­ме­ня­ют­ся ре­зи­но-тка­не­вые, ре­зи­но-тро­со­вые лен­ты ши­ри­ной до 2000 мм и лен­ты по­вы­шен­ной проч­но­сти – мо­дуль­ные (из тер­мо­пла­стич­ных пла­ст­мас­со­вых мо­ду­лей, объ­е­ди­нён­ных пла­ст­мас­со­вы­ми стерж­ня­ми), ши­ри­ной до 3300 мм; ра­бо­чая темп-ра лент от –70 до 130 °C. Вме­сто лен­ты мо­жет при­ме­нять­ся сет­ча­тое про­во­лоч­ное по­лот­но из не­ржа­вею­щей ста­ли. К. мо­гут мон­ти­ро­вать­ся на ко­лёс­ном хо­ду (пе­ре­движ­ные), иметь ре­вер­сив­ное вклю­че­ние лен­ты со ско­ро­стью дви­же­ния (по­да­чей) до 1,5–4,0 м/с; обес­пе­чи­ва­ют про­из­во­ди­тель­ность от не­сколь­ких т/ч до не­сколь­ких тыс. т/ч (напр., при­ме­няе­мый для пе­ре­ме­ще­ния уг­ля К. с лен­той ши­ри­ной 3000 мм при её ско­ро­сти дви­же­ния 6–7 м/с – 30 тыс. т/ч). Даль­ность пе­ре­ме­ще­ния гру­за от 10 до 100 км и бо­лее по трас­се, имею­щей про­стран­ст­вен­ную схе­му, со­от­вет­ст­вую­щую ус­ло­ви­ям про­из-ва и рель­е­фу ме­ст­но­сти (напр., в пе­ре­гру­зоч­ных сис­те­мах ме­ж­ду карь­е­ром и транс­порт­ным сред­ст­вом).

Пла­стин­ча­тые К. при­ме­ня­ют для транс­пор­ти­ро­ва­ния разл. гру­зов в го­ри­зон­таль­ной или вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, под уг­лом на­кло­на (до 30–35°); име­ют цеп­ной тя­ну­щий ор­ган, проч­ный ме­тал­лич. гру­зо­не­су­щий на­стил, до­пус­каю­щий транс­пор­ти­ров­ку тя­жё­лых ма­те­риа­лов (круп­но­кус­ко­вых, аб­ра­зив­ных и др.), а так­же лю­бых штуч­ных гру­зов боль­шой мас­сы. Од­но­вре­мен­но с пе­ре­ме­ще­ни­ем гру­зы-из­де­лия мо­гут под­вер­гать­ся ме­ха­нич. об­ра­бот­ке, очи­ст­ке, смаз­ке и др. Раз­ли­ча­ют К. об­ще­го на­зна­че­ния (для лю­бых гру­зов) и спе­ци­аль­ные, к ко­торым от­но­сят­ся тех­но­ло­гич. К. с про­стран­ст­вен­ной трас­сой, а так­же пас­са­жир­ские эс­ка­ла­то­ры, дви­жу­щие­ся тро­туа­ры и др. Про­из­во­ди­тель­ность К. за­ви­сит от свойств гру­за и даль­но­сти его дос­тав­ки (напр., для на­сып­ных гру­зов – до 2000 м3/ч); ско­рость дви­же­ния на­сти­ла (по­да­ча) 0,01–1,0 м/с. Вы­пус­ка­ют­ся К. с ре­вер­сив­ным ра­бо­чим ор­га­ном, с ре­гу­ли­руе­мой ско­ро­стью.

Скреб­ко­вые К. транс­пор­ти­ру­ют на­сып­ные гру­зы, не под­вер­жен­ные кро­ше­нию, при по­мо­щи дви­жу­щих­ся скреб­ков по не­под­виж­но­му жё­ло­бу или в тру­бе. Раз­лич­ные по фор­ме скреб­ки (сплош­ные и кон­тур­ные, вы­со­кие и низ­кие) при­кре­п­ле­ны к тя­ну­щим це­пям, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ют­ся на­тяж­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми. Гер­ме­тич­ные же­ло­ба или тру­бы име­ют за­гру­зоч­ные уст­рой­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щие воз­мож­ность про­ме­жу­точ­ной за­груз­ки на го­ри­зон­таль­ных и на­клон­ных уча­ст­ках, са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ние за­груз­ки без при­ме­не­ния до­пол­нит. пи­та­те­лей. Не­дос­тат­ком кон­ст­рук­ции яв­ля­ет­ся ин­тен­сив­ное из­на­ши­ва­ние эле­мен­тов, не­воз­мож­ность транс­пор­ти­ро­ва­ния гру­зов лип­ких и с твёр­ды­ми вклю­че­ния­ми. Ско­рость дви­же­ния скреб­ков от 0,16–0,5 до 1 м/с; в за­ви­си­мо­сти от свойств и пе­ре­ме­щае­мой мас­сы гру­за про­из­во­ди­тель­ность 50–350 т/ч; даль­ность транс­пор­ти­ро­ва­ния до 100 м.

Те­ле­жеч­ные (ли­тей­ные) К. пред­на­зна­че­ны для дос­тав­ки к мес­ту даль­ней­шей об­ра­бот­ки го­ря­чих ли­тей­ных от­ливок или бухт про­во­ло­ки. По спо­со­бу вос­при­ятия тя­го­во­го уси­лия де­лят­ся на цеп­ные – с бес­ко­неч­ным замк­ну­тым тя­го­вым ор­га­ном (це­пью) и бес­цеп­ные – с пе­ре­да­чей тя­го­во­го уси­лия че­рез эле­мен­ты те­ле­жек. Цеп­ные К. вы­пус­ка­ют­ся го­ри­зон­таль­но и вер­ти­каль­но замк­ну­тые и про­стран­ст­вен­ные; бес­цеп­ные – толь­ко го­ри­зон­таль­но замк­ну­тые и про­стран­ст­вен­ные.

Под­вес­ные К. при­ме­ня­ют­ся для внут­ри­це­хо­во­го и меж­це­хо­во­го не­пре­рыв­но­го (ре­же пе­рио­ди­че­ско­го) пе­ре­ме­ще­ния разл. штуч­ных гру­зов, а так­же для меж­опе­ра­ци­он­ной пе­ре­да­чи из­де­лий в по­точ­ном про­из-ве. Кон­ст­рук­ция К. по­зво­ля­ет соз­да­вать про­стран­ст­вен­ные трас­сы с боль­шой даль­но­стью транс­пор­ти­ров­ки (до 2 км), при­ме­нять ав­то­ма­тизир. за­груз­ку и раз­груз­ку в за­дан­ных мес­тах трасс. При ра­бо­те К. воз­мож­на зна­чит. эко­но­мия рас­хо­да энер­гии (на ос­та­нов­ках). По спо­со­бу со­еди­не­ния тя­го­во­го эле­мен­та с гру­зом и по ха­рак­те­ру пе­ре­ме­ще­ния гру­зов К. раз­де­ля­ют­ся на гру­зо­не­су­щие, гру­зо­тол­каю­щие и гру­зо­тя­ну­щие. В со­че­та­нии с ме­ха­низ­ма­ми съё­ма и раз­ме­ще­ния (на­вес­ки) гру­зов К. со­став­ля­ют ком­плекс­ную транс­порт­но-тех­но­ло­гич. сис­те­му, обес­пе­чи­ваю­щую пол­ное об­слу­жи­ва­ние, а так­же ав­то­ма­ти­за­цию про­из­вод­ст­ва.

Рис. 2. Винтовой конвейер: 1 – электродвигатель; 2 – передаточный механизм; 3 – подшипниковый узел; 4 – винтовой рабочий орган; 5 – защитный жёлоб.

Вин­то­вые К. име­ют вра­щаю­щий­ся вал с вин­то­вой по­верх­но­стью, на­хо­дя­щий­ся в не­под­виж­ном кор­пу­се (рис. 2). В за­ви­си­мо­сти от пе­ре­гру­жае­мо­го ма­те­риа­ла ис­поль­зу­ют вин­ты с оп­ре­де­лён­ной фор­мой по­верх­но­сти (напр., сплош­ная вин­то­вая – для су­хих пы­ле­вид­ных и по­рош­ко­об­раз­ных гру­зов, не под­вер­жен­ных слё­жи­ва­нию; лен­точ­ная – для мел­ко­кус­ко­вых и влаж­ных гру­зов, ло­па­ст­ная – для гру­зов, спо­соб­ных слё­жи­вать­ся и спрес­со­вы­вать­ся, а так­же для рас­тво­ров). Вер­ти­каль­ные К. со сплош­ным вин­том ра­бо­та­ют на спуск, а так­же для под­ня­тия пы­ле­вид­ных, по­рош­ко­об­раз­ных и зер­ни­стых на­сып­ных гру­зов. При этом при­вод вин­та рас­по­ла­га­ет­ся в верх­ней или ниж­ней час­ти. Груз, на­сы­пан­ный на вра­щаю­щий­ся винт, вра­ща­ет­ся вме­сте с ним и под дей­ст­ви­ем цен­тро­беж­ной си­лы и сил тре­ния под­ни­ма­ет­ся вверх.

Транс­пор­ти­рую­щие тру­бы от­ли­ча­ют­ся про­сто­той кон­ст­рук­ции, обес­пе­чи­ва­ют гер­ме­тич­ность, по­зво­ля­ют пе­ре­ме­щать пы­ле­вид­ные, по­рош­ко­об­раз­ные, зер­ни­стые и кус­ко­вые гру­зы (пи­ще­вые про­дук­ты, хи­ми­ка­ты, це­мент и др.). Гру­зо­не­су­щий ор­ган – вра­щаю­щая­ся тру­ба, рас­по­ло­жен­ная на опор­ных ро­ли­ках, имею­щая за­гру­зоч­ное и раз­гру­зоч­ное уст­рой­ст­ва. Внутр. по­верх­ность тру­бы мо­жет быть глад­кой или иметь не­пре­рыв­ную пол­ку, ус­та­нов­лен­ную по вин­то­вой ли­нии вдоль всей дли­ны тру­бы. В глад­ких тру­бах груз мо­жет пе­ре­ме­щать­ся толь­ко при на­кло­не на 2–3° в сто­ро­ну транс­пор­ти­ро­ва­ния, а в тру­бах с вин­то­вой пол­кой – по го­ри­зон­та­ли и под­ни­мать­ся под уг­лом ок. 3–5°. Про­цесс пе­ре­ме­ще­ния гру­зов час­то со­че­та­ет­ся с од­но­вре­мен­ным вы­пол­не­ни­ем тех­но­ло­гич. опе­ра­ций (суш­кой, ох­ла­ж­де­ни­ем, пе­ре­ме­ши­ва­ни­ем, от­жи­гом и т. п.). Диа­метр тру­бы 20–1200 мм; час­то­та вра­ще­ния 10–60 обо­ро­тов/мин; даль­ность транс­пор­ти­ро­ва­ния до 100 м; про­из­во­ди­тель­ность до 50 т/ч.

С кон. 1970-х гг. в Зап. Ев­ро­пе при­ме­ня­ют в пи­ще­вой пром-сти спи­раль­ные транс­пор­тё­ры, имею­щие гер­ме­тич­ные тру­бы с на­хо­дя­щей­ся внут­ри спи­ра­лью, один из кон­цов ко­то­рой за­фик­си­ро­ван в под­шип­ни­ко­вом уз­ле, дру­гой – объ­еди­нён с ва­лом мо­то­ра-ре­дук­то­ра. Осн. пре­иму­ще­ст­во та­ких К. в том, что они мо­гут пе­ре­да­вать про­дукт по на­клон­ным и изо­гну­тым трас­сам, до­пус­каю­щим по­во­рот на 360° и подъ­ём на 8 м. При ра­бо­те с не­сколь­ки­ми при­во­да­ми даль­ность транс­пор­ти­ро­ва­ния до 120 м, вы­со­та до 40 м. От­сут­ст­вие пы­ли обес­пе­чи­ва­ет без­вред­ность экс­плуа­та­ции, со­хран­ность гру­за при пе­ре­груз­ке, бес­шум­ность ра­бо­ты.

Ро­ли­ко­вые К. (роль­ган­ги) при­ме­ня­ют­ся для пе­ре­ме­ще­ния раз­но­об­раз­ных по на­зна­че­нию, мас­се и раз­ме­рам штуч­ных гру­зов. Ис­поль­зу­ют не­при­вод­ные (гра­ви­та­ци­он­ные) и при­вод­ные К., ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют ста­цио­нар­но или пе­ре­ме­ща­ют на разл. мес­та ра­бо­ты (пе­ре­нос­ные и пе­ре­движ­ные). В за­ви­си­мо­сти от рас­чёт­ной на­груз­ки на ро­лик (от 60 до 2500 кг) К. раз­де­ля­ют на 5 ти­пов. К. со­би­ра­ют из отд. сек­ций, бла­го­да­ря че­му мож­но соз­да­вать трас­сы разл. кон­фи­гу­ра­ции, замк­ну­тые и от­кры­тые, уст­раи­вать по хо­ду ли­нии пе­ре­се­че­ния с пе­ре­да­точ­ны­ми и транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми, пре­ду­смат­ри­вать от­кид­ные сек­ции для про­хо­дов в длин­ных пря­мо­ли­ней­ных уча­ст­ках (напр., в со­ста­ве тех­но­ло­гич. ли­ний). При­ме­ня­ют­ся на пред­при­яти­ях хи­мич., пи­ще­вой пром-сти, на ли­ни­ях фа­сов­ки и др.

Инер­ци­он­ные К. пред­на­зна­че­ны для пе­ре­ме­ще­ния су­хих и мел­ких штуч­ных гру­зов на ко­рот­кие рас­стоя­ния. Ис­поль­зу­ют ка­чаю­щие­ся К., ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют­ся боль­ши­ми ам­пли­ту­да­ми и ма­лой час­то­той ко­ле­ба­ний, и виб­ра­ци­он­ные К.  с ма­лой ам­пли­ту­дой и боль­шой час­то­той ко­ле­ба­ний. Ка­чаю­щие­ся К. со­сто­ят из жё­ло­ба, за­кре­п­лён­но­го на жё­ст­ких стой­ках, и кри­во­шип­но­го ме­ха­низ­ма с при­во­дом от элек­тро­дви­га­те­ля, со­об­щаю­ще­го жё­ло­бу воз­врат­но-по­сту­па­тель­ные дви­же­ния; при воз­врат­ном дви­же­нии жё­ло­ба груз сколь­зит впе­рёд, про­дви­га­ясь на не­ко­то­рое рас­стоя­ние. Виб­ра­ци­он­ные кон­вей­е­ры слу­жат для транс­пор­ти­ро­ва­ния на­сып­ных и штуч­ных гру­зов, осо­бен­но мел­ко­зер­ни­стых и пы­ля­щих. Для пе­ре­ме­ще­ния гру­зов гру­зо­не­су­ще­му ор­га­ну (тру­бе или жё­ло­бу) со­об­ща­ют­ся ко­ле­ба­тель­ные дви­же­ния виб­рац. уст­рой­ст­вом. К. мо­жет быть рас­по­ло­жен го­ри­зон­таль­но, с уг­лом подъ­ё­ма до 15–20° и с на­кло­ном до 5°, а так­же вер­ти­каль­но. Вер­ти­каль­ные К. обес­пе­чи­ва­ют дви­же­ние час­тиц гру­за вверх по спи­ра­ли на вы­со­ту 6–8 м; про­из­во­ди­тель­ность до 30 т/ч.

Ша­гаю­щие К. ис­поль­зу­ют для пе­рио­ди­че­ско­го (пуль­си­рую­ще­го) пе­ре­ме­ще­ния штуч­ных гру­зов (из­де­лий) на по­зи­ции отд. опе­ра­ций тех­но­ло­гич. про­цес­са. Пе­ре­ме­ще­ние про­ис­хо­дит при по­пе­ре­мен­но-воз­врат­ных дви­же­ни­ях по­движ­ной ра­мы, час­то с ав­то­ма­тич. уп­равле­ни­ем. При­ме­ня­ют­ся в по­точ­ных ли­ни­ях (при сбор­ке стан­ков, дви­га­те­лей и др.), на ли­ни­ях за­лив­ки ме­тал­ла в ли­тей­ные фор­мы и др.

Эф­фек­тив­ность ис­поль­зо­ва­ния К. разл. ти­пов в тех­но­ло­гич. про­цес­се лю­бо­го про­из-ва за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко тип и па­ра­мет­ры К. со­от­вет­ст­ву­ют свой­ст­вам гру­за и ус­ло­ви­ям, в ко­то­рых про­те­ка­ет тех­но­ло­гич. про­цесс. Даль­ней­шее раз­ви­тие кон­вей­ер­ных сис­тем на­прав­ле­но на раз­ра­бот­ку но­вых кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний: соз­да­ние К. с те­ле­ско­пич. ра­бо­чи­ми ор­га­на­ми для за­груз­ки ав­то­транс­пор­та и кон­тей­не­ров; при­да­ние К. мо­биль­но­сти, напр. до­пол­не­ние кон­ст­рук­ции по­во­рот­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми, а так­же при­ме­не­ние но­вых совр. ма­те­риа­лов для гру­зо­не­су­щих ор­га­нов и си­ло­вых уз­лов, ис­поль­зо­ва­ние сис­тем ав­то­ма­тич. управ­ле­ния.

Лит.: Мод­нов В. П., Бон­да­рен­ко Е. П. Транс­порт­ные рас­пре­де­ли­тель­ные и ра­бо­чие кон­вей­е­ры. М., 1970; Кон­вей­е­ры: Спра­воч­ник / Под ред. Ю. А. Пер­те­на. Л., 1984; Кош­кин Л. Н. Ро­тор­ные и ро­тор­но-кон­вей­ер­ные ли­нии. 3-е изд. М., 1991; Пер­тен Ю. А. Кон­вей­ер­ные сис­те­мы. М., 2008.

Вернуться к началу