Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЕСО́ АВТОМОБИ́ЛЬНОЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 472

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ловцов

КОЛЕСО́ АВТОМОБИ́ЛЬНОЕ, узел хо­до­вой час­ти, осн. эле­мент дви­жи­те­ля ав­томо­би­ля; пред­став­ля­ет со­бой вра­щаю­щий­ся и пе­ре­даю­щий на­груз­ки (воз­никаю­щие в кон­так­те с по­верх­но­стью до­рож­но­го по­кры­тия) эле­мент, рас­по­ло­жен­ный ме­ж­ду ши­ной и сту­пи­цей ав­то­мо­би­ля. К. а. со­сто­ит из обо­да и дис­ка, со­еди­няю­ще­го сту­пи­цу (рис., а) с обо­дом. Обод име­ет две бор­то­вые за­краи­ны (рис., б), об­ра­зую­щие бо­ко­вой упор для ши­ны, по­са­доч­ные пол­ки и уг­луб­ление ме­ж­ду ни­ми (мон­таж­ный ру­чей). Обо­ды тя­жё­лых гру­зо­ви­ков обыч­но де­ла­ют разъ­ём­ны­ми без мон­таж­но­го ру­чья. На дис­ке вы­пол­не­ны ко­нич. от­вер­стия, че­рез ко­то­рые бол­та­ми или гай­ка­ми осу­ще­ст­в­ля­ют кре­п­ле­ние К. а. к сту­пи­це. На спор­тив­ных ав­то­мо­би­лях ко­ле­со обыч­но кре­пит­ся к сту­пи­це од­ной центр. гай­кой. Вен­ти­ляц. ок­на на дис­ке уст­раи­вают для ох­ла­ж­де­ния тор­моз­ных ме­ха­низ­мов. Су­ще­ст­ву­ют и без­дис­ко­вые К. а. (спи­це­вые, с обо­дом и внутр. про­уши­на­ми кре­п­ле­ния и др.).

Колесо автомобильное: а – в сборе; б – общий вид; в – геометрические характеристики; 1 – шина; 2 – обод; 3 – колёсный диск; 4 – ступица; 5 – установочны...

К. а. из­го­тав­ли­ва­ют из ста­ли, лёг­ких (алю­ми­ние­вых или маг­ние­вых) спла­вов и ком­по­зиц. ма­те­риа­лов. В це­лях гео­мет­рич. со­вмес­ти­мо­сти К. а. с ши­ной, с од­ной сто­ро­ны, и К. а. со сту­пи­цей – с дру­гой, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ряд гео­мет­рич. па­ра­мет­ров обо­да и дис­ка (рис., в). Раз­мер ши­ны дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не и по­са­доч­но­му диа­мет­ру обо­да. При под­бо­ре К. а. для кон­крет­но­го ав­то­мо­би­ля учи­ты­ва­ют диа­метр центр. от­вер­стия дис­ка (дол­жен сов­па­дать с диа­мет­ром по­са­доч­но­го ци­лин­д­ра сту­пи­цы), диа­метр рас­по­ло­же­ния кре­пёж­ных от­вер­стий (долж­ны сов­па­дать с со­от­ветствую­щим раз­ме­ром сту­пи­цы) и вы­лет ко­ле­са. В со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­нар. стан­дар­та­ми К. а. мар­ки­ру­ет­ся в сле­дую­щей по­сле­до­ва­тель­но­сти: ши­ри­на обо­да по по­са­доч­ным пол­кам ме­ж­ду за­кра­ин (в дюй­мах); бу­к­вен­ное обо­зна­че­ние фор­мы бор­то­вой за­краи­ны; по­са­доч­ный диа­метр (в дюй­мах); бу­к­вен­ное обо­зна­че­ние ти­па по­са­доч­ной пол­ки (фор­ма коль­це­вых вы­сту­пов на пол­ках, их ко­ли­че­ст­во и др.); напр., 5,514H2.

В спец. лит-ре тер­мин «К. а.» при­ме­ня­ет­ся для обо­зна­че­ния дви­жи­те­ля ав­то­мо­би­ля, напр.: «угол по­во­ро­та ко­ле­са…», «ве­ду­щие ко­лё­са…» и т. п. В этом слу­чае име­ет­ся в ви­ду К. а. в сбо­ре, вклю­чаю­щее так­же и ши­ну.

Вернуться к началу