Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́ПЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин
Клипер «Катти Сарк».

КЛИ́ПЕР (англ. clipper), бы­ст­ро­ход­ное мор­ское па­рус­ное суд­но, су­ще­ст­во­вав­шее до кон. 19 в. и пред­на­зна­чен­ное гл. обр. для пе­ре­воз­ки цен­ных гру­зов (чая, пря­но­стей, шер­сти) и пас­са­жи­ров. К. име­ли ост­рые об­во­ды, боль­шое от­но­ше­ние дли­ны кор­пу­са к ши­ри­не (в ср. 6:1, про­тив 3,5:1 на др. ти­пах па­рус­ни­ков), 3–4 мач­ты и силь­но раз­ви­тую па­рус­ность, что сде­ла­ло К. са­мы­ми бы­ст­ро­ход­ны­ми су­да­ми сво­его вре­ме­ни; их ско­рость со­став­ля­ла 18–20 уз­лов (32–38 км/ч). Пер­вый К. «Рейн­боу» («Ра­ду­га») был по­стро­ен в 1845 амер. кон­ст­рук­то­ром Дж. Гриф­фи­том. С 1849 К., за­ни­мав­шие­ся пе­ре­воз­кой из Ки­тая чая, на­зы­ва­лись чай­ны­ми К. На­чи­ная с 1859 ре­гу­ляр­но про­во­ди­лись гон­ки чай­ных К., са­мая яр­кая из них про­шла в 1866, в ней уча­ст­во­ва­ли 16 кли­пе­ров.

В рос. фло­те чис­лил­ся один чай­ный К.  «Ве­ли­кая княж­на Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на» (1899–1917). Кро­ме то­го, вин­то­вы­ми К. в рус. фло­те на­зы­ва­ли ран­ние ти­пы крей­се­ров с раз­ви­тым па­рус­ным воо­ру­же­ни­ем, пред­на­зна­чен­ные для дей­ст­вий на Ти­хом ок. (пре­им. для ох­ра­ны гра­ниц и учеб­ных по­хо­дов).

Вернуться к началу