Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАДРАФОНИ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Мишенков

КВАДРАФОНИ́Я [от лат. quadr (в слож­ных тер­ми­нах мо­ди­фи­ка­ция quattuor – че­ты­ре) и греч. φωνή – звук, го­лос], че­ты­рёх­ка­наль­ная сис­те­ма зву­ко­вос­про­из­ве­де­ния, соз­даю­щая у слу­ша­те­ля впе­чат­ле­ние рас­по­ло­же­ния ис­точ­ни­ков зву­ка во­круг не­го. В К. звук вос­про­из­во­дит­ся че­тырь­мя гром­ко­го­во­ри­те­ля­ми (зву­ко­вы­ми ко­лон­ка­ми), оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом раз­ме­щён­ны­ми в про­стран­ст­ве, ка­ж­дый из ко­то­рых по­лу­ча­ет сиг­нал по не­за­ви­си­мо­му ка­на­лу. К. фор­ми­ру­ет в по­ме­ще­нии про­слу­ши­ва­ния «ос­тро­вок» зву­ко­во­го по­ля, близ­ко­го к пер­вич­но­му (с мес­та дей­ст­вия); по­зво­ля­ет пе­ре­дать слу­ша­те­лю аку­стич. ат­мо­сфе­ру за­ла, соз­дать ощу­ще­ние при­сут­ст­вия (напр., сре­ди ис­пол­ни­те­лей ка­мер­ной му­зы­ки).

Тео­ре­ти­че­ски для пол­но­го со­от­вет­ст­вия вос­при­ятия зву­ка при про­слу­ши­ва­нии за­пи­сей и в пер­вич­ном зву­ко­вом по­ле не­об­хо­ди­мы 12 ка­на­лов зву­ко­пе­ре­да­чи, од­на­ко для слу­ша­те­ля в си­лу осо­бен­но­стей че­ло­ве­че­ско­го уха прак­ти­че­ски не­за­мет­но умень­ше­ние чис­ла ка­на­лов до 5–4.

Пер­вые бы­то­вые квад­ра­фо­нич. сис­те­мы (нач. 1970-х гг.) име­ли ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние вви­ду их тех­нич. слож­но­сти и вы­со­кой стои­мо­сти. Бур­ное раз­ви­тие сис­тем свя­зи, за­пи­си и вос­про­из­ве­де­ния ин­фор­ма­ции в по­сле­дую­щие де­ся­ти­ле­тия по­зво­ли­ло соз­дать вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ные ка­на­лы зву­ко­пе­ре­да­чи (от сту­дии до гром­ко­го­во­ри­те­лей в по­ме­ще­нии), что обу­сло­ви­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мно­го­ка­наль­ной сис­те­мы зву­ко­вос­про­из­ве­де­ния (напр., в до­маш­них ки­но­те­ат­рах). См. так­же Сте­рео­фо­ния.

Вернуться к началу