Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРЬЕ́РНЫЙ ТРА́НСПОРТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 261

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Трубецкой

КАРЬЕ́РНЫЙ ТРА́НСПОРТ, ком­плекс тех­нич. средств и со­ору­же­ний для транс­пор­ти­ро­ва­ния (пе­ре­ме­ще­ния) гор­ной мас­сы при от­кры­той раз­ра­бот­ке ме­сто­ро­ж­де­ний. К. т. вклю­ча­ет осн. под­виж­ной со­став, вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ние, транс­порт­ные ком­му­ни­ка­ции, сис­те­му управ­ле­ния, сред­ст­ва и уст­рой­ст­ва для тех­нич. об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та. Осн. ви­ды К. т.: же­лез­но­до­рож­ный, ав­то­мо­биль­ный, кон­вей­ер­ный и ком­би­ни­ро­ван­ные.

Же­лез­но­до­рож­ный К. т. ис­поль­зу­ют при объ­ё­мах пе­ре­во­зок св. 20–100 млн. т/год и рас­стоя­ни­ях транс­пор­ти­ро­ва­ния 5–10 км и бо­лее; под­виж­ной со­став со­сто­ит из элек­тро­во­зов, те­п­ло­во­зов, па­ро­во­зов и са­мо­раз­гру­жаю­щих­ся ва­го­нов (думп­ка­ров). До­пус­ти­мые ук­ло­ны ж.-д. пу­ти со­став­ля­ют 2,5–3,5° (40–50‰).

Карьерный самосвал БелАЗ-75600 грузоподъёмностью 320 т.

Ав­то­мо­биль­ный К. т. при­ме­ня­ют при раз­ра­бот­ке ог­ра­ни­чен­ных в пла­не ме­сто­ро­ж­де­ний (дли­на не бо­лее 2–3 км) с глу­би­ной карь­е­ра до 200–250 м при объ­ё­мах до­бы­чи 60–80 млн. т/год и рас­стоя­ни­ях транс­пор­ти­ро­ва­ния до 4 км; под­виж­ной со­став – ав­то­са­мо­сва­лы, ав­то­тя­га­чи с при­це­па­ми и по­лу­при­це­па­ми, трол­лей­во­зы, ди­зель-трол­лей­во­зы и ди­зель-элек­трич. са­мо­сва­лы. Ук­ло­ны ав­то­до­рог со­став­ля­ют 4–5° (80–100‰).

Кон­вей­ер­ный К. т. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на круп­ных ме­сто­ро­ж­де­ни­ях (св. 20–40 млн. т/год) с вы­дер­жан­ным пря­мо­ли­ней­ным фрон­том гор­ных ра­бот. Его пре­иму­ще­ст­ва: не­пре­рыв­ность («по­точ­ность») про­цес­са, вы­со­кая про­из­во­ди­тель­ность ус­та­но­вок, воз­мож­ность транс­пор­ти­ро­вать гор­ную мас­су при уг­ле подъ­ё­ма до 18° (при спец. кон­ст­рук­ци­ях кон­вей­е­ров – до 35° и бо­лее). При­ме­ня­ет­ся для транс­пор­ти­ро­ва­ния мяг­ких вскрыш­ных по­род, раз­ра­ба­ты­вае­мых экс­ка­ва­то­ра­ми не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия, а так­же уг­ля, скаль­ных мел­ко­кус­ко­вых (кус­ки до 400–500 мм) по­род и руд. Рас­стоя­ние транс­пор­ти­ро­ва­ния обыч­но не пре­вы­ша­ет 4–6 км, вы­со­та подъ­ё­ма гру­за 250–300 м. Кон­вей­е­ры в транс­порт­ной схе­ме карь­е­ра по на­зна­че­нию и мес­ту ус­та­нов­ки под­раз­де­ля­ют­ся на за­бой­ные (пе­ре­движ­ные), пе­ре­да­точ­ные (по­лу­ста­цио­нар­ные), подъ­ём­ные (по­лу­ста­цио­нар­ные или ста­цио­нар­ные), ма­ги­ст­раль­ные (ста­цио­нар­ные) и от­валь­ные (пе­ре­движ­ные). При­ме­ня­ют­ся 4 осн. ти­па кон­вей­е­ров: лен­точ­ные (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны), ка­нат­но-лен­точ­ные, лен­точ­но-цеп­ные и пла­стин­ча­тые. Осн. фак­то­ра­ми, оп­ре­де­ляю­щи­ми вы­бор ти­па кон­вей­е­ра, яв­ля­ют­ся тех­но­ло­гич. ус­ло­вия до­бы­чи и свой­ст­ва транс­пор­ти­руе­мой гор­ной мас­сы.

В свя­зи с уг­луб­ле­ни­ем карь­е­ров и со­кра­ще­ни­ем пло­ща­ди их ра­бо­чей зо­ны наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ком­би­ни­ро­ван­ные ви­ды К. т.: ав­то­мо­биль­но-же­лез­но­до­рож­ный, ав­то­мо­биль­но-кон­вей­ер­ный и ав­то­мо­биль­но-ски­по­вый. Ав­то­мо­биль­но-же­лез­но­до­рож­ный К. т. с пе­ре­гру­зоч­ным пунк­том на ниж­них го­ри­зон­тах или дне карь­е­ра при­ме­ня­ют при глу­би­не раз­ра­бот­ки 300 м и бо­лее; при этом даль­ность пе­ре­во­зок ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том со­став­ля­ет 0,7–1,5 км, же­лез­но­до­рож­ным – 8–10 км. Ав­то­мо­биль­но-кон­вей­ер­ный К. т. ис­поль­зу­ют в схе­мах цик­лич­но-по­точ­ной тех­но­ло­гии транс­пор­ти­ро­ва­ния гор­ной мас­сы. При при­ме­не­нии ав­то­мо­биль­но-ски­по­во­го К. т. ски­по­вые подъ­ём­ни­ки ус­та­нав­ли­ва­ют на дне карь­е­ра при дос­ти­же­нии им глу­би­ны 50–100 м. До это­го (при от­ра­бот­ке верх­них го­ри­зон­тов) для транс­пор­ти­ро­ва­ния гор­ной мас­сы ис­поль­зу­ют ав­то­мо­биль­ный, ж.-д. или ав­то­мо­биль­но-кон­вей­ер­ный транс­порт.

В ка­че­ст­ве К. т. в оп­ре­де­лён­ных гор­но­тех­нич. ус­ло­ви­ях для пе­ре­ме­ще­ния гор­ной мас­сы при­ме­ня­ют скре­пе­ры, буль­до­зе­ры, карь­ер­ные од­но­ков­шо­вые по­груз­чи­ки, гид­рав­лич. транс­порт, транс­порт­но-от­валь­ные мос­ты, мощ­ные вскрыш­ные экс­ка­ва­то­ры, драг­лай­ны и кран­лай­ны, ка­нат­но-под­вес­ные до­ро­ги, ка­бель­ные кра­ны и др. спец. транс­порт­ные уст­рой­ст­ва.

Лит.: Тру­бец­кой К. Н., Крас­нян­ский ГЛ., Хро­нин В. В. Про­ек­ти­ро­ва­ние карь­е­ров. М., 2001. Т. 1–2.

Вернуться к началу