Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНА́ТНАЯ ДОРО́ГА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Капырина

КАНА́ТНАЯ ДОРО́ГА, транс­порт­ное со­ору­же­ние с ка­нат­ной тя­гой, пред­на­зна­чен­ное для пе­ре­воз­ки гру­зов в под­вес­ных ва­го­нет­ках и пас­са­жи­ров в ва­го­нах и крес­лах, пе­ре­ме­щаю­щих­ся по не­су­ще­му сталь­но­му ка­на­ту, на­тя­ну­то­му ме­ж­ду опо­ра­ми (стан­ция­ми). Ва­го­ны пе­ре­ме­ща­ют­ся с по­мо­щью ро­ли­ков, вста­вок, сколь­зя­ще­го по­ло­за. К. д. стро­ят в гор­ных, пе­ре­се­чён­ных и труд­но­про­хо­ди­мых рай­онах, в ку­рорт­ных гор­но­лыж­ных ком­плек­сах (с уг­лом подъ­ё­ма 25–50°); на тер­ри­то­ри­ях, где раз­ви­тие на­зем­ных до­рог сте­сне­но, а так­же при про­клад­ке пути по крат­чай­ше­му рас­стоя­нию че­рез пре­пят­ст­вия (шос­се, же­лез­ную до­ро­гу, озе­ро и др.). Ста­рей­шая К. д. бы­ла по­строе­на в 1664 в г. Дан­циг (ны­не Гданьск). В Рос­сии пер­вая гру­зо­вая К. д. дли­ной 2 км ис­поль­зо­ва­лась при со­ору­же­нии Вол­хов­ской ГЭС (1921–24); строи­тель­ст­во под­вес­ных К. д. на­ча­ло рас­ши­рять­ся в 1970-х гг. в свя­зи с раз­ви­ти­ем гор­но­лыж­но­го спор­та.

По уст­рой­ст­ву К. д. раз­ли­ча­ют двух­ка­нат­ные (один ка­нат не­су­щий, дру­гой – тя­го­вый) и од­но­ка­нат­ные (не­су­щий ка­нат яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тя­го­вым). На К. д. мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся коль­це­вое дви­же­ние, при ко­то­ром ва­го­ны под­ве­ше­ны к не­су­ще­му ка­на­ту и пе­ре­ме­ща­ют­ся по двум зам­кну­тым па­рал­лель­ным ли­ни­ям. К. д. стро­ят так­же с ма­ят­ни­ко­вым дви­же­ни­ем ва­го­нов: на ка­ж­дом пу­ти под­ве­ше­но по од­но­му ва­го­ну, со­вер­шаю­ще­му воз­врат­но-по­сту­пат. дви­же­ние ме­ж­ду ко­неч­ны­ми стан­ция­ми. Ма­ят­ни­ко­вые К. д. мо­гут быть как од­но­пут­ны­ми, так и двух­пут­ны­ми (два ва­го­на на­ве­ше­ны на два не­су­щих ка­на­та и свя­за­ны од­ним тя­го­вым, при­во­дя­щим их в дви­же­ние). Для при­во­да тя­го­вых ка­на­тов на ко­неч­ной стан­ции на­хо­дит­ся си­ло­вая ус­та­нов­ка с элек­тро­ле­бёд­ка­ми.

Гру­зо­вые К. д. в осн. стро­ят двух­ка­нат­ные с коль­це­вым дви­же­ни­ем ва­гоне­ток. Дли­на и кон­фи­гу­ра­ция та­ких К. д. прак­ти­че­ски не­ог­ра­ни­чен­на, т. к. их мо­гут со­став­лять из отд. сек­ций (6–12 км). По коль­це­вой К. д. пе­ре­во­зят от 30 до 500 т гру­за в час (мак­си­маль­но до 1000 т/ч) при ско­ро­сти дви­же­ния ва­го­не­ток 1,5–3,3 м/с. При мень­шей про­тя­жён­но­сти трас­сы (до 3 км) стро­ят двух­ка­нат­ные ма­ят­ни­ко­вые К. д., пе­ре­во­зя­щие в 1–2 ва­го­нет­ках до 150 т гру­за в час.

Фото С. В. Суворова Верхняя станция канатной дороги в Альпах (Франция).
Фото С. В. Суворова Подвесные канатные дороги с пассажирскими вагонами (слева) и креслами (справа) на горнолыжной трассе. Альпы (Франция).

Пас­са­жир­ские К. д. обыч­но со­ору­жа­ют двух­ка­нат­ные с ма­ят­ни­ко­вым дви­же­ни­ем 1–2 ва­го­нов вме­сти­мо­стью от 12 до 200 пас­са­жи­ров ка­ж­дый, од­но­ка­нат­ные с коль­це­вым дви­же­ни­ем ва­го­нов – обыч­но на 4 чел. На пас­са­жир­ских К. д. обес­пе­чи­ва­ет­ся безо­пас­ность дви­же­ния тор­моз­ным ка­на­том, дуб­ли­ро­ва­ни­ем тя­го­во­го ка­на­та или при­ме­не­ни­ем спец. тор­моз­но­го (па­ра­шют­но­го) уст­рой­ст­ва. Про­тя­жён­ность пас­са­жир­ских К. д. дос­ти­га­ет 12 км; подъ­ём воз­мо­жен на вы­соту до 3 км с раз­ни­цей уров­ней до 0,5 км. Стро­ят так­же од­но­ка­нат­ные К. д., обо­ру­до­ван­ные жё­ст­ко за­кре­п­лён­ны­ми од­но- или двух­ме­ст­ны­ми си­день­я­ми (крес­ла­ми). Та­кие К. д. дей­ст­ву­ют на мно­гих гор­ных спор­тив­ных ком­плек­сах, в ку­рорт­ных ме­ст­но­стях (Аль­пы, Крым, Кав­каз, Ал­тай, Япо­ния и др.). На них пе­ре­во­зят 200–1000 чел. в час при ско­ро­сти дви­же­ния 1–2,5 м/с, на рас­стоя­ния до 2 км. На не­вы­со­ких скло­нах со спус­ком на не­боль­шие рас­стоя­ния при­ме­ня­ют по­сто­ян­но дви­жу­щий­ся на­тя­ну­тый ка­нат, на ко­то­ром за­кре­п­ле­ны бре­зен­то­вые фа­лы со ско­бой (бу­ге­лем), за­хва­ты­вая ко­то­рую лыж­ник при бук­си­ро­ва­нии вверх мо­жет дви­гать­ся со ско­ро­стью 1,5 м/с.

Кро­ме под­вес­ных К. д., с кон. 1970-х гг. со­ору­жа­ют на­зем­ные до­ро­ги с ка­нат­ной тя­гой, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но, напр., пе­ре­ме­щать гру­жё­ные ав­то­мо­би­ли вверх по гор­но­му скло­ну. Ка­нат­ная тя­га ис­поль­зу­ет­ся и в др. подъ­ём­ни­ках (напр., фу­ни­ку­лё­рах). С 1990-х гг. ка­нат­ная тя­га при­ме­ня­ет­ся при со­ору­же­нии гор. транс­порт­ных ско­ро­ст­ных сис­тем но­во­го по­ко­ле­ния – т. н. мет­ро­лю­кса, или ми­ни-мет­ро (напр., в Швей­ца­рии, Фран­ции, Ита­лии, Ав­ст­рии, США).

Лит.: Под­вес­ные ка­нат­ные до­ро­ги. М., 1984.

Вернуться к началу