Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́МЕННЫЕ КОНСТРУ́КЦИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 608

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Бедов
Мост Санта-Тринита. Флоренция. 1567. Архитектор Б. Амманати. Фото Л. М. Суворовой

КА́МЕННЫЕ КОНСТРУ́КЦИИ, эле­мен­ты зда­ний и со­ору­же­ний, воз­во­ди­мые из ка­мен­ной клад­ки, для ко­то­рой при­ме­ня­ют­ся при­род­ные и ис­кус­ст­вен­ные ка­мен­ные ма­те­риа­лы и строительные рас­тво­ры. К. к. бы­ва­ют не­су­щи­ми, ог­ра­ж­даю­щи­ми или со­че­таю­щи­ми и те и др. функ­ции. Ши­ро­кое при­ме­не­ние К. к. в строи­тель­ст­ве обу­слов­ле­но на­ли­чи­ем боль­ших за­па­сов при­род­но­го сы­рья, воз­мож­но­стью при­да­ния зда­ни­ям и со­ору­же­ни­ям, воз­во­ди­мым из ка­мен­ной клад­ки, разл. ар­хит. форм, а так­же вы­со­ки­ми стро­ит.-тех­нич. ка­че­ст­ва­ми. К. к. при­ме­ня­ют­ся в гражд. и пром. строи­тель­ст­ве, в инж. со­ору­же­ни­ях (ды­мо­вые тру­бы, си­лос­ные баш­ни, под­пор­ные сте­ны, тон­не­ли, кол­лек­то­ры и т. п.). Из разл. ка­мен­ных ма­те­риа­лов, ис­поль­зуе­мых в строи­тель­ст­ве, пре­об­ла­да­ют ке­ра­ми­че­ский (крас­ный) и си­ли­кат­ный кир­пич, а так­же при­род­ные кам­ни. Не­дос­тат­ка­ми кир­пи­ча яв­ля­ют­ся его боль­шая объ­ём­ная мас­са и вы­со­кая те­п­ло­про­вод­ность, по­это­му всё боль­шее при­ме­не­ние на­хо­дят пус­тот­ные и вы­со­ко­пус­тот­ные ке­ра­мич. кам­ни, а так­же лег­ко­вес­ные кир­пи­чи и бло­ки из разл. видов бе­то­на.

Аркбутаны хора собора Нотр-Дам в Шартре.

Прак­ти­ка строи­тель­ст­ва из кам­ня зна­чи­тель­но опе­ре­ди­ла раз­ви­тие нау­ки о К. к. Про­гресс в кон­ст­руи­ро­ва­нии ка­мен­ных зда­ний и со­ору­же­ний про­ис­хо­дил мед­лен­но, на ос­но­ве опы­та про­шло­го строи­тель­ст­ва. На­уч. ос­но­вы рас­чё­та и кон­ст­руи­ро­ва­ния К. к. раз­ра­бо­та­ны в ми­ре в 1-й пол. 20 в. В СССР сис­те­ма­тич. экс­пе­рим. изу­че­ние ра­бо­ты К. к. бы­ло на­ча­то в 1932, в 1939 из­да­ны пер­вые нор­мы про­ек­ти­ро­ва­ния. В 1930–50-е гг. бы­ли вне­дре­ны об­лег­чён­ные ви­ды кла­док, спо­соб­ст­вую­щие сни­же­нию собств. ве­са К. к., разл. ви­ды ар­ми­ро­ва­ния, по­вы­шаю­щие их не­су­щую спо­соб­ность (см. Ар­мо­ка­мен­ные кон­ст­рук­ции), на­ла­жен вы­пуск круп­ных бло­ков за­во­дско­го из­го­тов­ле­ния, что спо­соб­ст­во­ва­ло со­кра­ще­нию сро­ков строи­тель­ст­ва. Совр. на­прав­ле­ния в раз­ви­тии К. к. за­клю­ча­ют­ся в со­вер­шен­ст­во­ва­нии их кон­ст­рук­тив­ных сис­тем, ме­то­дов про­ек­ти­ро­ва­ния и воз­ве­де­ния.

Со­ору­же­ния из при­род­но­го кам­ня яв­ля­ют­ся са­мым древ­ним ви­дом стро­ит. кон­ст­рук­ций; они воз­во­ди­лись при строи­тель­ст­ве жи­лья, куль­то­вых по­стро­ек, обо­ро­нит. со­ору­же­ний, мос­тов, ам­фи­те­ат­ров и др. Пер­вые К. к. от­но­сят­ся ещё к эпо­хе не­оли­та. Это бы­ли кром­ле­хи (напр., Сто­нхендж в Анг­лии) – со­ору­же­ния, вы­пол­няв­шие ри­ту­аль­ные функ­ции. При­мер древ­ней­шей К. к., воз­ве­дён­ной из сыр­цо­во­го кир­пи­ча, – ар­ка в пор­та­ле гроб­ни­цы в Уре в Ме­со­по­та­мии, по­стро­ен­ная в 25 в. до н. э. В Егип­те со­хра­ни­лись пи­ра­ми­да Джо­се­ра в Сак­каре (27 в. до н. э.), ан­самбль пи­ра­мид в Ги­зе (27–26 вв. до н. э.; круп­но­блоч­ная кон­ст­рук­ция из гру­бо отё­сан­ных бло­ков жёл­то­го из­вест­ня­ка мас­сой до 2 т на из­вест­ко­вом рас­тво­ре); храм в Кар­на­ке (16–12 вв. до н. э.; по­то­лок боль­шо­го за­ла под­дер­жи­ва­ют 16 ря­дов ка­мен­ных ко­лонн выс. до 20,4 м и диа­мет­ром бо­лее 3,5 м; см. илл. к ст. Ги­по­стиль) и др. Вы­даю­щи­ми­ся ка­мен­ны­ми по­строй­ка­ми яв­ля­ют­ся двор­цы и обо­ро­нит. сте­ны Ва­ви­ло­на выс. до 25 м (7 в. до н. э.), афин­ский Ак­ро­поль, хра­мы Фор­ту­ны Ви­ри­лис в Ри­ме и «Ме­зон Кар­ре» («Квад­рат­ный дом») в Ни­ме (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.), ам­фи­те­ат­ры (напр., Ко­ли­зей в Ри­ме – 75–80-е гг.), Ве­ли­кая Ки­тай­ская сте­на и др. К. к. в ви­де арок и сво­дов из хо­ро­шо отё­сан­ных клин­ча­тых кам­ней, а позд­нее и кир­пич­но-бе­тон­ные свод­ча­тые сис­те­мы ши­ро­ко при­ме­ня­лись в ар­хи­тек­ту­ре Древ­не­го Ри­ма со 2 в. до н. э. В 1 в. н. э. в Ри­ме су­ще­ст­во­ва­ло ок. 5 тыс. мно­го­этаж­ных жи­лых зда­ний вы­со­той в 5–7 эта­жей с не­су­щи­ми сте­на­ми из кир­пич­ной клад­ки и ме­ж­ду­этаж­ны­ми бе­тон­ны­ми свод­ча­ты­ми пе­ре­кры­тия­ми (см. Ин­су­ла); ок. 125 был со­ору­жён Пан­те­он, кес­со­ни­ро­ван­ный ку­пол ко­то­ро­го (диа­мет­ром св. 43 м) вы­пол­нен из бе­тона, про­сло­ён­но­го кир­пи­ча­ми. Усо­вер­шенст­во­ва­ние К. к. в 12–16 вв. поз­во­ли­ло зод­чим воз­во­дить со­бо­ры и мо­на­сты­ри в сти­ле го­ти­ки.

На тер­ри­то­рии Древ­ней Ру­си при­ме­ра­ми по­стро­ек из ка­мен­ной клад­ки яв­ля­ют­ся Дмит­ри­ев­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре, Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, хра­мы в Пско­ве, Нов­го­ро­де, Смо­лен­ске (11–12 вв.). Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным ви­дом ме­ст­но­го сы­рья для К. к. на Ру­си был из­вест­няк – бе­лый ка­мень, при этом при раз­ра­бот­ке из­вест­ня­ка по­лу­ча­ли не толь­ко сам ка­мень, но и из­весть, ис­поль­зуе­мую для при­го­тов­ле­ния рас­тво­ра. В Мо­ск­ве из свет­лых под­мос­ков­ных из­вест­ня­ков воз­ве­де­ны кре­по­ст­ные сте­ны во­круг Бе­ло­го го­ро­да, бе­ло­ка­мен­ные со­бо­ры Крем­ля и др.

Сре­ди разл. ви­дов К. к. осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют мос­ты и ак­ве­ду­ки. Ка­мен­ные мос­ты все­гда ароч­ной сис­те­мы с мас­сив­ны­ми опо­ра­ми и над­свод­ным строе­ни­ем. При­ме­ра­ми та­ких со­ору­же­ний яв­ля­ют­ся: мост Элия (ны­не мост Св. Ан­ге­ла) в Ри­ме (2 в.); мост в Кар­ка­со­не (12 в.), со­стоя­щий из 12 кру­го­вых арок про­лё­том 10–14 м; Кар­лов мост в Пра­ге (нач. 15 в.), дли­ной 516 м, ши­ри­ной 10 м, воз­ве­дён из пес­ча­ни­ко­вых плит на 16 опо­рах и ук­ра­шен 30 скульп­ту­ра­ми эпо­хи ба­рок­ко; мо­сты Сан­та-Три­ни­та во Фло­рен­ции (1567) и Ри­аль­то в Ве­неции (1592); Боль­шой Ка­мен­ный мост в Мо­ск­ве (1692, был ра­зо­бран в 1858), дли­ной 170 м, ши­ри­ной 22 м, со­сто­яв­ший из 8 ароч­ных про­лё­тов. Мн. ка­мен­ные мос­ты не про­сто про­дол­жа­ют су­ще­ст­во­вать, но и вы­дер­жи­ва­ют совр. на­груз­ки. Напр., по­стро­ен­ный в 109 до н. э. се­вер­нее Ри­ма Миль­вий­ский мост вы­дер­жи­вал во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны да­же тя­жесть тан­ков.

Лит.: Бе­дов А. И., Га­би­тов А. И. Про­ек­ти­ро­ва­ние, вос­ста­нов­ле­ние и уси­ле­ние ка­мен­ных и ар­мо­ка­мен­ных кон­ст­рук­ций. М., 2006.

Вернуться к началу