Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБЕСТА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

КАБЕСТА́Н (франц. cabestan – во­рот), 1) ме­ха­низм для соз­да­ния тя­ги с по­мо­щью ка­на­та, на­ма­ты­вае­мо­го на вер­ти­каль­ный вал; то же, что шпиль.

2) Па­ро­вое реч­ное суд­но, ос­на­щён­ное шпи­лем и бор­то­вы­ми греб­ны­ми ко­лё­са­ми, про­тив те­че­ния дви­га­лось с по­мо­щью на­ма­ты­ва­ния на шпиль (па­ро­вой ма­ши­ной) за­кре­п­лён­но­го на за­воз­ном яко­ре ка­на­та, по те­че­нию или при ма­нев­ри­ро­ва­нии – по­сред­ст­вом греб­ных ко­лёс. По­явил­ся в 1-й пол. 19 в.; был пе­ре­ход­ным ти­пом суд­на от су­дов-ко­но­во­док к ко­лёс­ным па­ро­хо­дам. Мощ­ность па­ро­вых ма­шин К. со­став­ля­ла неск. де­сят­ков л. с.; дли­на кор­пу­са – до 60 м при ши­ри­не 10–12 м и вы­со­те бор­та 3–3,5 м. Чис­лен­ность ко­ман­ды на круп­ных волж­ских К. до­хо­ди­ла до 130 чел.; ско­рость дви­же­ния с ка­ра­ва­ном су­дов – до 30 км/сут. Су­ще­ст­во­ва­ли до 1880-х гг.

Вернуться к началу