Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОСИФЬЯ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 583

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ахумян
Архив БРЭ

ИОСИФЬЯ́Н Ан­д­ро­ник Ге­вон­до­вич [8(21).7.1905, с. Цма­ка­гох Ели­са­вет­поль­ской губ., ны­не Мар­да­керт­ско­го р-на На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха – 13.4.1993, Мо­ск­ва], рос. элек­тро­тех­ник, акад. АН Арм. ССР (1950), Ге­рой Соц. Тру­да (1961); один из ос­но­ва­те­лей отеч. шко­лы элек­тро­ме­ха­ни­ки. Окон­чил Азерб. по­ли­тех­нич. ин-т в Баку (1930). В 1930–41 ра­бо­тал в Мо­ск­ве во Все­со­юз­ном элек­тро­тех­нич. ин-те (ВЭИ; проф. с 1941). В 1941–43 ди­ректор Моск. элек­тро­тех­нич. за­во­да; в 1943–75 воз­глав­лял соз­дан­ный на ба­зе за­во­да НИИ элек­тро­ме­ха­ни­ки (с 1959 Все­со­юз­ный НИИ элек­тро­ме­ха­ни­ки, ВНИИЭМ); в 1975–93 на­уч. ру­ко­во­ди­тель ин-та (в 1996 ВНИИЭМ при­свое­но имя И.).

Осн. ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти тео­ре­тич. и при­клад­ной элек­тро­тех­ни­ки, элек­трич. ма­шин и ап­па­ра­тов в сис­те­мах ав­то­ма­тич. ре­гу­ли­ро­ва­ния, соз­да­ния элек­тро­обо­ру­до­ва­ния для ра­кет­но-кос­мич. и во­ен. тех­ни­ки. В 1930-х гг. И. раз­ра­бо­тал тео­рию син­хрон­но­го управ­ле­ния для кол­лек­тор­но­го ге­не­ра­то­ра пе­ре­мен­но­го то­ка; впер­вые пред­ло­жил ис­поль­зо­ва­ние ти­ра­тро­нов в сис­те­мах син­хрон­но­го сле­же­ния за ле­таю­щи­ми объ­ек­та­ми; изо­брёл бес­кон­такт­ный сель­син. Под рук. И. в ВЭИ соз­да­ны сле­дя­щие при­во­ды разл. на­зна­че­ния (в т. ч. для арт. ору­дий); раз­ра­бо­та­на и при­ня­та на воо­ру­же­ние те­п­ло­ло­ка­ци­он­ная сис­те­ма об­на­ру­же­ния ко­раб­лей; по­стро­ены (1939) пер­вый в ми­ре мно­го­мет­ро­вый маг­ни­то­фу­галь­ный ли­ней­ный элек­тро­дви­га­тель и мо­дель же­лез­ной до­ро­ги на его ос­но­ве (идея И. впер­вые реа­ли­зо­ва­на на вы­со­ко­ско­ро­ст­ном ж.-д. транс­пор­те в сер. 1970-х гг. в Япо­нии и ФРГ).

В 1940–45 И. опуб­ли­ко­вал цикл ра­бот по соз­да­нию элек­тро­ма­шин­но­го уси­ли­те­ля (ам­пли­ди­на) и си­ло­вых син­хрон­ных сле­дя­щих сис­тем. В кон. 1940-х гг. на­зна­чен гл. кон­ст­рук­то­ром элек­тро­обо­ру­до­ва­ния для бал­ли­стич. ра­кет и кос­мич. ап­па­ра­тов. Впер­вые в кос­мич. прак­ти­ке И. ис­сле­до­вал прин­ци­пы по­строе­ния трёх­ос­ной сис­те­мы ори­ен­та­ции и ста­би­ли­за­ции ИСЗ, а так­же пре­об­ра­зо­ва­ния сол­неч­ной энер­гии в элек­три­че­скую (воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния сол­неч­ных ба­та­рей). В 1960-х гг. под рук. И. во ВНИИЭМ вы­пол­нен ком­плекс ра­бот по про­ек­ти­ро­ва­нию, из­го­тов­ле­нию и при­бор­но­му ос­на­ще­нию ме­тео­ро­ло­гич. ИСЗ се­рии «Ме­теор», имев­ших трёх­ос­ную элек­тро­ме­ха­нич. сис­те­му ори­ен­та­ции и ста­би­ли­за­ции вы­со­кой точ­но­сти; спут­ни­ки этой се­рии ус­пеш­но экс­плуа­ти­ро­ва­лись на око­ло­зем­ных ор­би­тах вплоть до 1980-х гг.

Гос. пр. СССР (1949, 1979), Ле­нин­ская пр. (1970). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1942, 1957, 1961, 1975).

Вернуться к началу