Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛЬЮ́ШИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИЛЬЮ́ШИН Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич [18(30).3.1894, дер. Ди­ля­ле­во Во­ло­год­ской губ. – 9.2.1977, Мо­ск­ва], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, акад. АН СССР (1968), ген.-полк. ин­же­нер­но-тех­нич. служ­бы (1967), три­ж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1941, 1957, 1974). Отец В. С. Илью­ши­на. В Крас­ной Ар­мии с 1919 – авиа­ме­ха­ник, во­ен­ком 6-го авиац. по­ез­да-мас­тер­ских 6-й ар­мии, с 1921 нач. Кавк. авиац. по­ез­да-мас­тер­ских 9-й Ку­бан­ской и Отд. Кавк. ар­мий. Окон­чил Во­ен.-возд. ака­де­мию РККА (1926, ны­не Во­ен.-возд. инж. ака­де­мия им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го). За вре­мя обу­че­ния в ака­де­мии по­стро­ил три пла­нё­ра. По­след­ний из них – «АВФ-21 Мо­ск­ва» – на со­стя­за­ни­ях в Гер­ма­нии (1925) по­лу­чил пер­вый приз за про­дол­жи­тель­ность по­лё­та. По­сле окон­ча­ния ака­де­мии ру­ко­во­ди­тель сек­ции на­уч.-тех­нич. к-та ВВС. С 1931 нач. Центр. КБ (ЦКБ) ЦАГИ. В 1933 воз­гла­вил ЦКБ при Моск. за­во­де № 39 им. В. Р. Мен­жин­ско­го (впо­след­ст­вии КБ Иль­ю­ши­на), дея­тель­ность ко­то­ро­го бы­ла свя­за­на с раз­ви­ти­ем штур­мо­вой, бом­бар­ди­ро­воч­ной, пас­са­жир­ской и транс­порт­ной авиа­ции. Од­но­вре­мен­но И. воз­гла­вил от­дел опыт­но­го са­мо­лё­то­строе­ния в Гл. уп­рав­ле­нии авиац. пром-сти (с 1936 Гл. уп­рав­ле­ние опыт­но­го са­мо­лё­то­строе­ния в Нар. ко­мис­са­ри­а­те обо­рон­ной пром-сти). В 1938 он на­сто­ял на ос­во­бо­ж­де­нии от этой адм. долж­но­сти, что­бы це­ли­ком со­сре­до­то­чить­ся на кон­ст­рук­тор­ской ра­бо­те. На пер­вых бое­вых са­мо­лё­тах ЦКБ 26 (1935) бы­ли ус­та­нов­ле­ны ми­ро­вые ре­кор­ды вы­со­ты с разл. гру­за­ми, а на ЦКБ 30 (1936) в 1938–39 со­вер­ше­ны бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты Мо­ск­ва – рай­он Вла­ди­во­сто­ка и Мо­ск­ва – о. Мис­ку (Сев. Аме­ри­ка). С 1935 И. – гл. кон­ст­рук­тор, в 1956–70 – ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор.

Под рук. И. соз­да­ны стро­ив­шие­ся се­рий­но штур­мо­ви­ки Ил-2 (1940), Ил-10 (1944), бом­бар­ди­ров­щи­ки Ил-4 (1941, осн. даль­ний бом­бар­ди­ров­щик Вел. Отеч. вой­ны), Ил-28 (1949), пас­са­жир­ские са­мо­лё­ты Ил-12 (1946), Ил-14 (1953), ср. ма­ги­ст­раль­ный Ил-18 (1957) и его мо­ди­фи­ка­ции, транс­кон­ти­нен­таль­ный Ил-62, а так­же ряд опыт­ных и экс­пе­рим. са­мо­лё­тов: Ил-22 (1947, пер­вый в ОКБ ре­ак­тив­ный бом­бар­ди­ров­щик со схе­мой кре­п­ле­ния дви­га­те­лей на пи­ло­нах под кры­лом, ко­то­рая впо­след­ст­вии бы­ла по­вто­ре­на на Ил-54, Ил-76, Ил-86, Ил-96 и на мн. за­ру­беж­ных са­мо­лё­тах), пер­вый в ис­то­рии авиа­ции ре­ак­тив­ный штур­мо­вик Ил-40 (1952) и др.

И. боль­шое вни­ма­ние уде­лял эко­но­мич. во­про­сам строи­тель­ст­ва са­мо­лё­тов. Напр., ре­ак­тив­ный фрон­то­вой бом­бар­ди­ров­щик Ил-28 по тру­до­ём­ко­сти по­строй­ки при­бли­жал­ся к ис­тре­би­те­лям. При его соз­да­нии уда­лось хо­ро­шо увя­зать лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки с пи­ло­таж­ны­ми, сред­ст­ва по­ра­же­ния и сред­ст­ва за­щи­ты с об­щим ве­со­вым ба­лан­сом са­мо­лё­та. Ра­цио­наль­ные, про­грес­сив­ные ме­то­ды про­ек­ти­ро­ва­ния И. ис­поль­зо­вал при соз­да­нии во­ен. и пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов: Ил-18 – пер­вый сов. пас­са­жир­ский са­мо­лёт, ко­то­рый на­шёл ши­ро­кий спрос на ми­ро­вом авиац. рын­ке; в Ил-62 И. при­ме­нил прин­ци­пи­аль­но но­вую схе­му шас­си, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в ря­де ве­ду­щих пром. стран ми­ра.

Ле­нин­ская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1936, 1941, два в 1945, 1954, 1957, 1964, 1971, 1974); ор­де­ном Су­во­ро­ва 1-й сте­пе­ни (1945). Имя И. но­сит Моск. ма­ши­но­стро­ит. за­вод (с 1996 ОАО «Авиа­ци­он­ный ком­плекс им. С. В. Иль­ю­ши­на»). Брон­зо­вые бюс­ты И. ус­та­нов­ле­ны в Мо­ск­ве и Во­ло­где.

Лит.: Ас­та­шен­ков П. Т. Кон­ст­рук­тор ле­ген­дар­ных Илов. М., 1970; Уче­ный и кон­ст­рук­тор С. В. Иль­ю­шин. М., 1978; По­но­ма­рев А. Н. Кон­ст­рук­тор С. В. Иль­ю­шин. М., 1988.

Вернуться к началу