Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗУБООБРАБА́ТЫВАЮЩИЙ СТАНО́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 582-583

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Маханько

ЗУБООБРАБА́ТЫВАЮЩИЙ СТАНО́К, ме­тал­ло­ре­жу­щий ста­нок для на­ре­за­ния зуб­ча­тых ко­лёс, ре­ек, сек­то­ров, чер­вяч­ных ко­лёс и др. З. с. раз­ли­ча­ют по ви­ду при­ме­няе­мо­го ин­ст­ру­мен­та – для на­ре­за­ния ци­лин­д­рич. ко­лёс с пря­мы­ми и вин­то­вы­ми зубь­я­ми, шев­рон­ных ко­лёс и др. На З. с. про­из­во­дят пред­ва­рит. на­ре­за­ние зубь­ев, чис­то­вую об­ра­бот­ку, до­вод­ку по­верх­но­сти зубь­ев, при­ме­няя ме­тод об­ка­ты­ва­ния или ко­пи­ро­ва­ния. Наи­боль­шее при­ме­не­ние по­лу­чи­ли зу­бо­фре­зер­ные стан­ки для чер­но­вой об­ра­бот­ки ци­лин­д­рич. ко­лёс (пря­мо­зу­бых, ко­со­зу­бых и чер­вяч­ных). Об­ра­бот­ку ве­дут чер­вячной фре­зой ме­то­дом об­ка­ты­ва­ния, при ко­то­ром вра­ще­ние за­го­тов­ки долж­но быть со­гла­со­ва­но с вра­ще­ни­ем фре­зы. Для это­го ис­поль­зу­ют смен­ные зуб­ча­тые ко­лё­са стан­ка. В ус­ло­ви­ях круп­но­се­рий­но­го и мас­со­во­го про­из-ва для чер­но­вой об­ра­бот­ки зубь­ев пря­мо­зу­бых ци­лин­д­рич. и ко­нич. ко­лёс при­ме­ня­ют ме­тод ко­пи­ро­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем мо­дуль­ных фрез. На зу­бо­дол­бёж­ных стан­ках ре­жу­щим ин­ст­ру­мен­том слу­жит дол­бяк, вы­пол­нен­ный в ви­де зуб­ча­то­го ко­ле­са. На этих стан­ках на­ре­за­ют пря­мо­зу­бые ци­лин­д­рич. ко­лё­са на­руж­но­го и внутр. за­це­п­ле­ния, зуб­ча­тые сек­то­ры и рей­ки, хра­по­вые ко­лё­са и др. Кро­ме то­го, на них мож­но из­го­тов­лять бло­ки из не­сколь­ких ко­лёс, а при на­ли­чии ко­пи­ра и ко­со­зу­бо­го дол­бя­ка – ко­со­зу­бые ко­лё­са. Зу­бья шев­рон­ных ко­лёс на­ре­за­ют по­оче­рёд­но дол­бя­ка­ми с ко­сы­ми зубь­я­ми (пра­во­го и ле­во­го на­прав­ле­ния). На зу­бо­стро­галь­ных стан­ках об­ра­ба­ты­ва­ют ко­нич. ко­лё­са с пря­мо­ли­ней­ной (ме­то­дом об­ка­ты­ва­ния) и кри­во­ли­ней­ной фор­мой зубь­ев, на­кло­нён­ных к об­ра­зую­щей на­чаль­но­го ко­ну­са под уг­лом. Кри­во­ли­ней­ные зу­бья ча­ще все­го на­ре­за­ют рез­цо­вы­ми го­лов­ка­ми (ме­то­дом ко­пи­ро­ва­ния). На зу­бо­стро­галь­ных стан­ках об­ра­ба­ты­ва­ют так­же ги­по­ид­ные ко­лё­са с кру­го­вы­ми зубь­я­ми.

Чис­то­вую об­ра­бот­ку не­за­ка­лён­ных зуб­ча­тых ко­лёс про­из­во­дят на ше­вин­го­валь­ных стан­ках, ис­поль­зуя т. н. брею­щее ре­за­ние, ос­но­ван­ное на бо­ко­вом сколь­же­нии на­хо­дя­щих­ся в за­це­п­ле­нии зубь­ев об­ра­ба­ты­вае­мо­го ко­ле­са и ин­ст­ру­мен­та (ше­ве­ра). На зу­бо­шли­фо­валь­ных стан­ках осу­ще­ст­в­ля­ют чис­то­вую об­ра­бот­ку ко­лёс ме­то­дом об­ка­ты­ва­ния или про­филь­но­го ко­пи­ро­ва­ния. На хо­нин­го­валь­ных стан­ках об­ра­ба­ты­ва­ют пря­мо­зу­бые и ко­со­зу­бые ко­лё­са, в осн. для умень­ше­ния ше­ро­хо­ва­то­сти по­верх­но­сти про­фи­ля зубь­ев, с по­мо­щью спец. зуб­ча­то­го ин­ст­ру­мен­та – хо­нин­го­валь­ной го­лов­ки, в ко­то­рой за­кре­п­ле­ны мел­ко­аб­ра­зив­ные бру­ски.

До­вод­ку по­верх­но­сти зуб­ча­тых ко­лёс, про­шед­ших тер­мич. об­ра­бот­ку, про­из­во­дят на зу­бо­при­ти­роч­ных стан­ках с по­мо­щью на­хо­дя­ще­го­ся в за­це­п­ле­нии с об­ра­ба­ты­вае­мым зуб­ча­тым ко­ле­сом при­ти­ра – чу­гун­но­го зуб­ча­то­го ко­леса. На зу­бо­об­ка­точ­ных стан­ках ко­ле­со по­ме­ща­ют в мас­ля­ную сре­ду, в ко­то­рой ко­ле­со ра­бо­та­ет в па­ре с од­ним или не­сколь­ки­ми за­ка­лён­ны­ми вы­со­ко­точ­ны­ми (об­раз­цо­вы­ми) ко­лё­са­ми. В про­цес­се об­ка­ты­ва­ния не толь­ко сгла­жи­ва­ют­ся мик­ро­не­ров­но­сти, но и про­ис­хо­дит на­клёп, уп­роч­няю­щий по­верх­ность зубь­ев. Этот спо­соб от­дел­ки при­ме­ним лишь для зуб­ча­тых ко­лёс, не тре­бую­щих вы­со­кой точ­но­сти, а так­же не под­вер­гав­ших­ся тер­мич. об­ра­бот­ке. На зу­бо­зак­руг­ляю­щих стан­ках для об­ра­бот­ки тор­цов зубь­ев в ка­че­ст­ве ин­ст­ру­мен­та ис­поль­зу­ют паль­це­вую ко­нич. фре­зу, со­вер­шаю­щую од­но­вре­мен­ные вра­ще­ние и воз­врат­но-по­сту­пат. дви­же­ние, в ре­зуль­та­те че­го про­ис­хо­дит скруг­ле­ние, а так­же сни­ма­ют­ся фас­ки и за­усен­цы с тор­цов зубь­ев. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния стан­ка, ин­ст­ру­мен­та и со­от­вет­ст­вую­щей на­строй­ки воз­мож­на об­ра­бот­ка зуб­ча­тых ко­лёс диа­мет­ром от 2 мм до 750 мм и бо­лее, с мо­ду­лем за­цеп­ле­ния зубь­ев от до­лей мм (0,05 мм) до 10 мм и бо­лее (напр., на зу­бо­фре­зер­ных); ди­амет­ром до 1,6 м с мо­ду­лем за­це­п­ле­ния до 25 мм (напр., на зу­бо­стро­галь­ных стан­ках).

Про­из­во­ди­тель­ность З. с. по­вы­ша­ет­ся при ос­на­ще­нии их сис­те­мой чи­сло­во­го про­грамм­но­го управ­ле­ния, по­зво­ляю­щей ав­то­ма­ти­зи­ро­вать цикл об­ра­бот­ки: за­да­вать чис­ло од­но­вре­мен­но об­ра­ба­ты­вае­мых зубь­ев, оп­ре­де­лять оп­ти­маль­ные па­ра­мет­ры об­ра­бот­ки, ре­жи­мы ре­за­ния, ско­рость ра­бо­чей по­да­чи ин­ст­ру­мен­тов или за­го­тов­ки и др.

Лит.: Ка­лаш­ни­ков А. С. Тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния зуб­ча­тых ко­лес. М., 2004.

Вернуться к началу