Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАЖИГА́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 174-175

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Гаспарян

ЗАЖИГА́НИЕ в дви­га­те­лях внут­рен­не­го сго­ра­ния (ДВС), при­ну­ди­тель­ное вос­пла­ме­не­ние го­рю­чей сме­си в ка­ме­ре сго­ра­ния ДВС. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­кро­вым раз­ря­дом ме­ж­ду элек­тро­да­ми све­чи за­жи­га­ния в кон­це так­та сжа­тия.

Рис. 1. Классическая схема системы зажигания: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – ключ зажигания; 3 – катушка зажигания; 4 – контакты распределителя; 5 – свечи зажигания; 6 &...

Од­на из пер­вых сис­тем З. ос­но­вы­ва­лась на ра­бо­те маг­не­то (маг­ни­то­элек­трич. ге­не­ра­тор пе­ре­мен­но­го то­ка); с 1960-х гг. прак­ти­че­ски не при­ме­ня­ет­ся. В 20 в. наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли кон­такт­ные сис­те­мы З. с пи­та­ни­ем от ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи или ге­не­ра­то­ра. Ток по­да­ёт­ся на пер­вич­ную об­мот­ку ка­туш­ки за­жи­га­ния че­рез ме­ха­нич. пре­ры­ва­тель, свя­зан­ный с ко­лен­ча­тым ва­лом, что обес­пе­чи­ва­ет за­мы­ка­ние и раз­мы­ка­ние кон­так­тов пре­ры­ва­те­ля в нуж­ный мо­мент. При за­мы­ка­нии кон­так­тов на­чи­на­ет­ся за­ряд­ка пер­вич­ной об­мот­ки ка­туш­ки, при раз­мы­ка­нии – пер­вич­ная об­мот­ка раз­ря­жа­ет­ся и во вто­рич­ной об­мот­ке ин­дук­ти­ру­ет­ся ток вы­со­ко­го на­пря­же­ния (12 000–30 000 В), ко­то­рый под­во­дит­ся к ро­то­ру рас­пре­де­ли­те­ля З. и че­рез рас­пре­де­ли­тель (так­же свя­зан­ный с ко­лен­ча­тым ва­лом) по­сту­па­ет на све­чу (рис. 1). Пре­ры­ва­тель рас­по­ла­га­ет­ся в од­ном кор­пу­се с рас­пре­де­ли­те­лем вы­со­ко­го на­пря­же­ния и на­зы­ва­ет­ся пре­ры­ва­те­лем-рас­пре­де­ли­те­лем или трамб­лё­ром. Ка­туш­ка за­жи­га­ния и трамб­лёр вме­сте пред­став­ля­ют со­бой уст­рой­ст­во управ­ле­ния на­ко­п­ле­ни­ем энер­гии. Для пре­дот­вра­ще­ния при­го­ра­ния кон­так­тов пре­ры­ва­те­ля при раз­мы­ка­нии це­пи при­ме­ня­ют сис­те­му З. с ме­ха­нич. пре­ры­ва­те­лем и тран­зи­стор­ным ком­му­та­то­ром.

Рис. 2. Схема микропроцессорной системы зажигания: 1 – датчики: детонации, положения (коленчатого вала, распределительного вала, дроссельной заслонки) и др.; 2 – аккумуляторная батарея; 3 ...

Эф­фек­тив­ная ра­бо­та ДВС за­ви­сит от вы­бо­ра мо­мен­та З. Для это­го не­об­хо­ди­мо, что­бы ис­кра ме­ж­ду элек­тро­да­ми све­чи воз­ник­ла до при­хо­да порш­ня в верх­нюю мёрт­вую точ­ку, т. е. что­бы З. про­ис­хо­ди­ло с не­ко­то­рым опе­ре­же­ни­ем, ко­то­рое вы­ра­жа­ет­ся в гра­ду­сах уг­ла по­во­ро­та ко­лен­ча­то­го ва­ла и за­ви­сит от час­то­ты вра­ще­ния, на­груз­ки дви­га­те­ля и сор­та при­ме­няе­мо­го то­п­ли­ва. Оп­ти­маль­ные уг­лы опе­ре­же­ния З. ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски во вре­мя ра­бо­ты дви­га­те­ля (цен­тро­беж­но-ва­ку­ум­ным ав­то­ма­том).

Совр. сис­те­мы З. ис­поль­зу­ют в уст­рой­ст­ве управ­ле­ния на­ко­п­ле­ни­ем энер­гии бес­кон­такт­ные сис­те­мы пре­ры­ва­те­ля. Вме­сто ме­ха­нич. пре­ры­ва­те­ля при­ме­ня­ет­ся бес­кон­такт­ный дат­чик – ге­не­ра­тор им­пуль­сов с пре­об­ра­зо­ва­те­лем сиг­на­лов. В мик­ро­про­цес­сор­ных сис­те­мах З. (рис. 2) элек­трон­ный блок управ­ле­ния (ЭБУ) вы­пол­ня­ет функ­ции: сбо­ра ин­фор­ма­ции от дат­чи­ков; рас­чё­та оп­ти­маль­но­го мо­мен­та за­жи­га­ния и вре­ме­ни за­ряд­ки ка­туш­ки; управ­ле­ния че­рез ком­му­та­тор пер­вич­ной це­пью ка­туш­ки. Ре­гу­ли­ров­ка опе­ре­же­ния З. реа­ли­зо­ва­на про­грамм­но. С вне­дре­ни­ем ЭБУ из­ме­ни­лись кон­ст­рук­ции ка­ту­шек за­жи­га­ния. Все сис­те­мы З. без рас­пре­де­ли­те­ля де­лят­ся на сис­те­мы не­за­ви­си­мо­го З. с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ка­туш­ка­ми за­жи­га­ния на ка­ж­дый ци­линдр дви­га­те­ля и син­хрон­но­го за­жи­га­ния, где од­на ка­туш­ка об­слу­жи­ва­ет, как пра­ви­ло, два ци­лин­д­ра.

Вернуться к началу