Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЖУРА́ВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 133

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Скрябина

ЖУРА́ВСКИЙ Дмит­рий Ива­но­вич [17(29).12.1821, с. Бе­лый Ко­ло­дезь Щиг­ров­ского у. Кур­ской губ. – 18(30).11.1891, С.-Пе­тер­бург], учё­ный и ин­же­нер пу­тей со­об­ще­ния, ос­но­во­по­лож­ник рос. на­уч. шко­лы мос­то­строе­ния, спе­циа­лист в об­лас­ти стро­итель­ной ме­ха­ни­ки; ген.- май­ор (1866), тайн. сов. (1876). Из дво­рян. По окон­ча­нии в 1842 с.-пе­терб. Ин-та Кор­пу­са ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния уча­ст­во­вал в изы­ска­ни­ях и про­ек­ти­ро­ва­нии же­лез­ных до­рог ме­ж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Мо­ск­вой. Впер­вые раз­ра­бо­тал тео­рию рас­чё­та рас­кос­ных де­рев. ферм с же­лез­ны­ми стой­ка­ми (сис­те­мы амер. инж. В. Гау), на ос­но­ве ко­то­рой соз­дал ме­то­ды мо­де­ли­ро­ва­ния, пред­ло­жил про­ек­ты про­лёт­ных строе­ний усо­вер­шен­ст­во­ван­ной кон­ст­рук­ции (фер­мы Гау – Жу­рав­ско­го). В от­ли­чие от при­ме­няв­ше­го­ся ра­нее эм­пи­рич. про­ек­ти­ро­ва­ния Ж. пред­ло­жил рас­чёт ре­шёт­ча­тых не­раз­рез­ных ферм, пе­ре­кры­ваю­щих про­лё­ты, не пре­ры­ва­ясь над бы­ка­ми, что зна­чи­тель­но уси­ли­ва­ло кон­ст­рук­цию мос­та. На ос­но­ве ра­бот Ж. бы­ли спро­ек­ти­ро­ва­ны и по­строе­ны мно­го­про­лёт­ные мос­ты на Пе­тер­бург-Мо­с­ков­ской ж. д. Тео­рия ферм и рас­чё­ты Ж. лег­ли в ос­но­ву даль­ней­ших ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти мос­то­строе­ния и при­ме­ня­ют­ся во всём ми­ре. В стро­ит. ме­ха­ни­ке Ж. впер­вые (1855) пред­ло­жил в тео­рии из­ги­ба ме­тод оп­ре­де­ле­ния ка­са­тель­ных на­пря­же­ний в из­ги­бае­мых бал­ках и ус­та­но­вил на­ли­чие в стен­ках ба­лок ко­сых уси­лий (гл. на­пря­же­ний). Ж. впер­вые рас­счи­тал и соз­дал кон­ст­рук­цию пус­то­те­ло­го ме­тал­лич. шпи­ля выс. 78 м ко­локоль­ни Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в С.-Пе­тер­бур­ге (1856–59). В 1871–76 уча­ст­во­вал в пе­ре­уст­рой­ст­ве Ма­ри­ин­ско­го вод­но­го пу­ти, ру­ко­во­дил про­ек­ти­ро­ва­ни­ем при­ла­дож­ских ка­на­лов. Воз­глав­ляя в 1877–84 Деп-т же­лез­ных до­рог, Ж. спо­соб­ст­во­вал со­вер­шен­ст­во­ва­нию пе­ре­во­зоч­ной ра­бо­ты, уве­ли­че­нию про­воз­ной спо­соб­но­сти; про­вёл ряд адм. ме­ро­прия­тий. Де­ми­дов­ская пр. (1855).

Лит.: Рак­че­ев Е. Н. Д. И. Жу­рав­ский. М., 1984.

Вернуться к началу