Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ ПУТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. В. Воробьёв

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ ПУТЬ, ком­плекс ин­же­нер­ных со­ору­же­ний и обу­ст­ройств, об­ра­зую­щих до­ро­гу с на­прав­ляю­щей рель­со­вой ко­ле­ёй для дви­же­ния по­ез­дов. Ж. п. со­сто­ит из ниж­не­го строе­ния, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся зем­ля­ное по­лот­но с ук­ре­пит., во­до­от­вод­ны­ми, ре­гу­ля­ци­он­ны­ми и др. за­щит­ны­ми со­ору­же­ния­ми, раз­ме­щае­мы­ми в по­ло­се от­во­да, а так­же ис­кусств. со­ору­же­ния, воз­во­ди­мые на пе­ре­се­че­нии ж.-д. пу­ти с разл. пре­пят­ст­вия­ми, – мос­ты, во­до­про­пу­ск­ные тру­бы, лот­ки, тон­не­ли и др. Зем­ляное по­лот­но слу­жит ос­но­ва­ни­ем для верх­не­го строе­ния пу­ти и об­ра­зу­ет не­об­хо­ди­мый про­филь и план пу­ти, обес­пе­чи­ва­ет его ус­той­чи­вость. Верх­нее строе­ние пу­ти обыч­ной кон­ст­рук­ции со­сто­ит из рель­со­шпаль­ной ре­шёт­ки, об­ра­зо­ван­ной рель­са­ми, со­еди­нён­ны­ми ме­ж­ду со­бой сты­ко­вы­ми на­клад­ка­ми, а со шпа­ла­ми – про­ме­жу­точ­ны­ми скре­п­ле­ния­ми, за­глуб­лён­ны­ми в бал­ла­ст­ный слой, а также под­рель­со­во­го ос­но­ва­ния и бал­ла­ст­ной приз­мы. К верх­не­му строе­нию пу­ти от­но­сят­ся эле­мен­ты со­еди­не­ния и пе­ре­се­че­ния пу­тей в од­ном уров­не (стре­лоч­ные пе­ре­во­ды, мос­то­вое по­лот­но, глу­хие пе­ре­се­че­ния и др. кон­ст­рук­ции). Тип верх­не­го строе­ния пу­ти в зна­чит. ме­ре оп­ре­де­ля­ет­ся мощ­но­стью ук­ла­ды­вае­мых рель­сов и за­ви­сит от гру­зо­на­пря­жён­но­сти ли­нии. На гл. пу­тях рос. же­лез­ных до­рог экс­плуа­ти­ру­ют­ся рель­сы ти­пов Р65 (92,5% раз­вёр­ну­той дли­ны пу­тей), Р75 (2,5%) и Р50 (ок. 5%) с по­гон­ной мас­сой со­от­вет­ст­вен­но 65, 75, 50 кг/м, а на вто­ро­сте­пен­ных уча­ст­ках – рель­сы ти­па Р43 (43 кг/м) и бо­лее лёг­кие (ок. 2%). На вы­со­ко­ско­ро­ст­ных ли­ни­ях при­ме­ня­ют рель­сы спец. про­фи­ля с ли­ней­ной плот­но­стью 65 кг/м (Рос­сия), 60–61 кг/м (Ев­ро­па). Око­ло 86% (106,2 тыс. км) от раз­вёр­ну­той дли­ны глав­ных пу­тей со­став­ля­ет про­тя­жён­ность пу­ти с тер­мо­уп­роч­нён­ны­ми рель­са­ми. Бо­лее мощ­ные рель­сы обыч­но ук­ла­ды­ва­ют на жел.-бе­тон. шпа­лах, ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся де­рев. шпа­лы. На 1 км обыч­но ук­ла­ды­ва­ют 1840 шпал в пря­мых уча­ст­ках и 2000 – в кри­вых. Бал­ла­стом на ма­ги­ст­раль­ных ли­ни­ях слу­жит гл. обр. ще­бень фрак­ции 25–60 мм, обыч­но ук­ла­ды­вае­мый тол­щи­ной до 40 см под жел.-бе­тон. шпа­ла­ми, на ме­нее дея­тель­ных уча­ст­ках – гра­вий, до­мен­ные шла­ки, пе­сок. Наи­бо­лее про­грес­сив­ной кон­ст­рук­ци­ей яв­ля­ет­ся бес­сты­ко­вой путь, ко­то­рый ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ка­че­ст­ве ти­по­вой кон­ст­рук­ции на вы­со­ко­ско­ро­ст­ных ма­ги­ст­ра­лях и на гру­зо­на­пря­жён­ных уча­ст­ках. В 2006 про­тя­жён­ность бес­сты­ко­во­го пу­ти в Рос­сии со­ста­ви­ла 50% от раз­вёр­ну­той дли­ны глав­ных пу­тей.

Ж. п. обо­ру­ду­ет­ся спец. пу­те­вы­ми и сиг­наль­ны­ми зна­ка­ми, ука­зы­ваю­щи­ми ки­ло­мет­раж, ук­ло­ны, на­ча­ло, ко­нец и па­ра­мет­ры кри­вых, мес­та про­из-ва ра­бот и др. Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти и ор­га­ни­за­ции дви­же­ния по­ез­дов и ма­нев­ро­вой ра­бо­ты на Ж. п. дей­ст­ву­ет сис­те­ма сиг­на­лов, боль­шин­ст­во из ко­то­рых – не­отъ­ем­ле­мая часть ав­то­ма­тич. или по­лу­ав­то­ма­тич. сис­те­мы управ­ле­ния дви­же­ни­ем по­ез­дов на пе­ре­го­нах, стан­ци­ях и пе­ре­ез­дах. Ж. п. ра­бо­та­ет в слож­ных кли­ма­тич. ус­ло­ви­ях при по­сто­ян­ном воз­дей­ст­вии ди­на­мич. по­езд­ных на­гру­зок, по­это­му осн. функ­цио­наль­ным на­зна­че­ни­ем пу­ти яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние про­стран­ст­вен­ной ус­той­чи­во­сти рель­со­вой ко­леи в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях, вос­при­ятие на­гру­зок и пе­ре­да­ча их че­рез верх­нее строе­ние и зем­ля­ное по­лот­но на зем­ную по­верх­ность и на ни­же­ле­жа­щий грунт.

Вернуться к началу