Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖАРОПРО́ЧНЫЕ СПЛА́ВЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 737

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЖАРОПРО́ЧНЫЕ СПЛА́ВЫ, спла­вы ме­тал­лов, име­ю­щие вы­со­кое со­про­тив­ле­ние пол­зу­че­сти и раз­ру­ше­нию при вы­со­ких темп-рах. При­ме­ня­ют­ся как кон­ст­рук­ци­он­ный ма­те­ри­ал для де­та­лей па­ро­вых и га­зо­вых тур­бин, га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей и ста­цио­нар­ных энер­ге­тич. ус­та­но­вок, ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей, дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния, на­руж­ных де­та­лей и об­шив­ки сверх­зву­ко­вых ле­тат. ап­па­ра­тов и др. Жа­ро­проч­ность спла­вов дос­ти­га­ет­ся под­бо­ром хи­мич. со­ста­ва спла­ва в со­че­та­нии с оп­ре­де­лён­ны­ми ус­ло­вия­ми кри­стал­ли­за­ции и тер­мич. об­ра­бот­ки, обес­пе­чи­ваю­щи­ми по­лу­че­ние нуж­ной, обыч­но ге­те­ро­фаз­ной, струк­ту­ры спла­ва.

Ж. с. клас­си­фи­ци­ру­ют по их ос­но­ве: ни­ке­ле­вые, же­лез­ные, ти­та­но­вые, алю­ми­ние­вые, нио­бие­вые и др. На­зва­ние по ос­но­ве да­ёт пред­став­ле­ние об ин­тер­ва­ле ра­бо­чих темп-р, ко­то­рый в за­ви­си­мо­сти от при­ло­жен­ных на­гру­зок и дли­тель­но­сти их дей­ст­вия со­став­ля­ет 0,5–0,8 темп-ры плав­ле­ния ос­но­вы. К Ж. с. от­но­сят­ся так­же ин­тер­ме­тал­лид­ные спла­вы (напр., на ос­но­ве алю­ми­ни­дов ни­ке­ля) и спла­вы, уп­роч­нён­ные дис­перс­ны­ми час­ти­ца­ми ту­го­плав­ких ок­си­дов, си­ли­ци­дов, ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми вы­со­ко­проч­ны­ми во­лок­на­ми и др. (пред­став­ляю­щие со­бой ком­по­зи­ци­он­ные ма­те­риа­лы), ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чрез­вы­чай­но вы­со­кой ста­биль­но­стью свойств, ма­ло за­ви­ся­щих от вре­ме­ни пре­бы­ва­ния при вы­со­ких темп-рах. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния Ж. с. из­го­тов­ля­ют для экс­плуа­та­ции при зна­чи­тель­ных, но крат­ко­врем. на­груз­ках (се­кун­ды – ча­сы) или для дли­тель­но­го при­ме­не­ния под ме­ха­нич. на­пря­же­ни­ем в ус­ло­ви­ях вы­со­ких темп-р в те­че­ние 104 ча­сов и бо­лее. По спо­со­бу по­лу­че­ния де­та­лей из Ж. с. раз­ли­ча­ют де­фор­ми­руе­мые и ли­тей­ные спла­вы, из них ли­тей­ные – бо­лее жа­ро­проч­ные. Ли­тей­ные Ж. с. под­раз­де­ля­ют­ся на по­ли­кри­стал­ли­че­ские с рав­но­ос­ной или столб­ча­той струк­ту­рой зё­рен и мо­но­кри­стал­ли­че­ские. Ж. с. со столб­ча­той струк­ту­рой зё­рен и мо­но­кри­стал­лич. строе­ния по­лу­ча­ют ме­то­да­ми на­прав­лен­ной кри­стал­ли­за­ции. Та­кие Ж. с. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чрез­вы­чай­но вы­со­ким со­про­тив­ле­ни­ем пол­зу­че­сти и ус­та­ло­сти при вы­со­ких темп-рах.

Наи­бо­лее ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся Ж. с. на ос­но­ве ни­ке­ля, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния от­ветств. и тя­же­ло на­гру­жен­ных де­та­лей го­ря­че­го трак­та га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей и ус­та­но­вок (дис­ки, ра­бо­чие и со­пло­вые ло­пат­ки га­зо­вой тур­би­ны и др.).

Лит.: Су­пер­спла­вы II: Жа­ро­проч­ные ма­те­риа­лы для аэ­ро­кос­ми­че­ских и про­мыш­лен­ных энер­го­ус­та­но­вок: В 2 кн. 2-е изд. М., 1995; Штре­мель М. А. Проч­ность спла­вов. М., 1997. Ч. 2: Де­фор­ма­ция; Каб­лов Е. Н. Ли­тые ло­пат­ки га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей: Спла­вы. Тех­но­ло­гия. По­кры­тия. М., 2001.

Вернуться к началу