Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРО́ЖНЫЙ ПРОСВЕ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДОРО́ЖНЫЙ ПРОСВЕ́Т, кли­ренс (от англ. ground clearance), рас­стоя­ние от уров­ня зем­ли (опор­ной плос­ко­сти) до наи­бо­лее низ­ко рас­по­ло­жен­но­го эле­мен­та кон­ст­рук­ции ав­то­мо­би­ля, ис­клю­чая ко­лё­са (обыч­но это рас­стоя­ние до кар­те­ра или его за­щи­ты); один из па­ра­мет­ров, ха­рак­те­ри­зую­щий про­хо­ди­мость ав­то­мо­би­ля. Ве­ли­чи­на Д. п. за­ви­сит от на­зна­че­ния и осо­бен­но­стей экс­плуа­та­ции ав­то­мо­би­ля. Напр., для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей Д. п. со­став­ля­ет 150–210 мм, для ав­то­бу­сов и гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей – 200–330 мм, для ав­то­мо­би­лей вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти – до 400–450 мм. Бо­лее низ­кий Д. п. по­зво­ля­ет умень­шить вы­со­ту цент­ра тя­же­сти ав­то­мо­би­ля и, со­от­вет­ст­вен­но, обес­пе­чи­ва­ет бо­лее вы­со­кую ско­рость и ус­той­чи­вость ав­то­мо­би­ля на по­во­ро­тах трас­сы; бо­лее вы­со­кий Д. п. об­лег­ча­ет ез­ду по без­до­ро­жью, но де­ла­ет ав­то­мо­биль ме­нее безо­пас­ным на ав­то­стра­дах. В сер. 1950-х гг. поя­ви­лись ав­то­мо­би­ли, в ко­то­рых во­ди­тель мог по соб­ст­вен­но­му ус­мот­ре­нию (в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий экс­плуа­та­ции) сту­пен­ча­то из­ме­нять Д. п., по­вы­шая тем са­мым ак­тив­ную безо­пас­ность ав­то­мо­би­ля на шос­се или уве­ли­чи­вая про­хо­ди­мость ав­то­мо­би­ля на уха­би­стых трас­сах. С кон. 1990-х гг. раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся мо­де­ли ав­то­мо­би­лей, в ко­то­рых Д. п. не толь­ко под­дер­жи­ва­ет­ся по­сто­ян­ным (не­за­ви­си­мо от ко­ли­че­ст­ва пас­са­жи­ров и ба­га­жа), но и ав­то­ма­ти­че­ски ре­гу­ли­ру­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ско­ро­сти дви­же­ния, ка­че­ст­ва до­рож­но­го по­кры­тия и сти­ля ез­ды. Диа­па­зон из­ме­не­ний Д. п. до 140 мм. Напр., у пол­но­при­вод­ной мо­де­ли «Audi Allroad Quattro» при стан­дарт­ном Д. п. в 192 мм на ско­ро­сти свы­ше 80 км/ч ав­то­ма­ти­че­ски ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ве­ли­чи­на Д. п. 167 мм, а по­сле дос­ти­же­ния 120 км/ч – 142 мм; при сни­же­нии ско­ро­сти про­ис­хо­дит об­рат­ный про­цесс.

Вернуться к началу