Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 191

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ДОК, ста­цио­нар­ное или пла­ву­чее су­до­подъ­ём­ное со­ору­же­ние, слу­жа­щее для по­строй­ки, ре­мон­та, транс­пор­ти­ров­ки и спус­ка на во­ду су­дов. Раз­ли­ча­ют су­до­строи­тель­ные Д. (су­хие и на­лив­ные), Д.-ка­ме­ры и пла­ву­чие до­ки.

Су­до­строи­тель­ный док (строи­тель­ный Д.) – строи­тель­но-спус­ко­вое со­ору­же­ние в ви­де ис­кусств. бас­сей­на. При­мы­каю­щая к ак­ва­то­рии часть Д. за­кры­та спец. гид­ро­тех­нич. за­тво­ром (во­ро­та­ми). Дно су­хо­го Д. рас­по­ло­же­но ни­же уров­ня ак­ва­то­рии вер­фи; на­пол­не­ние его во­дой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся са­мо­тё­ком, осу­ше­ние – на­сос­ной ус­та­нов­кой. В на­лив­ном Д. дно де­ла­ет­ся двух­сту­пен­ча­тым (верх­няя его часть, на ко­то­рой обо­ру­до­ва­ны ста­пель­ные мес­та, на­хо­дит­ся вы­ше уров­ня ак­ва­то­рии; в ниж­ней час­ти уро­вень во­ды при от­кры­том за­тво­ре со­от­вет­ст­ву­ет уров­ню ак­ва­то­рии). На­пол­не­ние верх­ней сту­пе­ни на­лив­но­го Д. про­из­во­дит­ся с по­мо­щью на­со­сов, осу­ше­ние – са­мо­тё­ком.

Су­хие и на­лив­ные Д. ис­поль­зу­ют­ся для по­строй­ки круп­ных су­дов. Они ос­на­ща­ют­ся кра­на­ми (гру­зо­подъ­ём­но­стью до 1500 т) и швар­тов­но-тя­го­вым обо­ру­до­ва­ни­ем для за­вод­ки и вы­во­да су­дов.

Док-ка­ме­ра пред­став­ля­ет со­бой ис­кусств. бас­сейн ти­па шлю­за, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет связь ак­ва­то­рии вер­фи с тер­ри­то­ри­ей су­до­ре­монт­но­го за­во­да. От на­лив­но­го Д. от­ли­ча­ет­ся на­ли­чи­ем двух за­тво­ров – верх­не­го и ниж­не­го. Верх­ний за­твор слу­жит для вво­да в ка­ме­ру су­дов, по­стро­ен­ных на го­ри­зон­таль­ных ста­пе­лях за пре­де­ла­ми Д.-ка­ме­ры. Суд­но вво­дит­ся в Д.-ка­ме­ру на по­стро­еч­но-транс­порт­ных те­леж­ках по су­до­воз­ным пу­тям ка­ме­ры, ко­то­рые яв­ля­ют­ся про­дол­же­ни­ем су­до­воз­ных пу­тей вер­фи. Ниж­ний за­твор, как и у на­лив­но­го Д., слу­жит для вы­во­да суд­на на ак­ва­то­рию вер­фи.

Пла­ву­чий док – суд­но, пред­на­зна­чен­ное для подъ­ё­ма из во­ды су­дов, на­хо­дя­щих­ся на пла­ву, для по­сле­дую­ще­го ре­мон­та (или транс­пор­ти­ров­ки) и спус­ка на во­ду. Со­сто­ит из кор­пу­са и про­доль­ных ба­шен. Кор­пус пла­ву­че­го Д. раз­де­лён на пон­то­ны, пон­то­ны – на от­се­ки. Верх­ние пе­ре­кры­тия пон­то­нов об­ра­зу­ют ста­пель-па­лу­бу, на ко­то­рой ус­та­нав­ли­ва­ют ста­пель­ные опо­ры.

Пла­ву­чие Д. раз­де­ля­ют­ся на од­но­ба­шен­ные (L-об­раз­ные) и двух­ба­шен­ные (U-об­раз­ные). Баш­ни обыч­но име­ют неск. па­луб. На верх­ней па­лу­бе раз­ме­ща­ют­ся швар­тов­ные уст­рой­ст­ва, руб­ка управ­ле­ния, пу­ти ба­шен­но­го кра­на. В баш­нях рас­по­ла­га­ют­ся энер­ге­тич. обо­ру­до­ва­ние, на­сос­ные от­де­ле­ния, мас­тер­ские, слу­жеб­ные, бы­то­вые и жи­лые по­ме­ще­ния. Для подъ­ё­ма суд­на в бал­ла­ст­ные от­се­ки Д. при­ни­ма­ет­ся во­да, и ста­пель-па­лу­ба по­гру­жа­ет­ся. По­сле вво­да суд­на в Д. бал­ласт от­ка­чи­ва­ет­ся, Д. под­ни­ма­ет­ся и суд­но са­дит­ся на ста­пель­ные опо­ры. Окон­чат. ва­тер­ли­ния Д. при­ни­ма­ет­ся ни­же ста­пель-па­лу­бы (для ис­клю­че­ния её за­ли­ва­ния при вол­не­нии). Гру­зо­подъ­ём­ность пла­ву­чих Д. дос­ти­га­ет 100 тыс. т, дли­на – 300 м.

Вернуться к началу