Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИСПЕ́ТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Лисенков

ДИСПЕ́ТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗА́ЦИЯ, управ­ле­ние дви­же­ни­ем по­ез­дов на же­лез­ной до­ро­ге, при ко­то­ром дис­пет­чер в пре­де­лах оп­ре­де­лён­но­го уча­ст­ка (т. н. дис­пет­чер­ско­го кру­га) са­мо­стоя­тель­но, без уча­стия де­жур­ных по стан­ци­ям, про­кла­ды­ва­ет мар­шрут дви­же­ния по­ез­дов, обес­пе­чи­вая их сле­до­ва­ние по пе­ре­го­нам и че­рез стан­ции в со­от­вет­ст­вии с гра­фи­ком дви­же­ния. Опе­ра­тив­ная ра­бо­та ве­дёт­ся из дис­пет­чер­ско­го цен­тра по ка­на­лам те­ле­управ­ле­ния и те­ле­сиг­на­ли­за­ции (ТУ–ТС). В ком­плек­се с Д. ц. ра­бо­та­ют сис­те­мы ав­то­бло­ки­ров­ки на пе­ре­го­нах; си­сте­мы уп­рав­ле­ния цен­тра­ли­за­ци­ей стрелок и сигналов на стан­ци­ях; ап­па­ра­ту­ра ко­до­во­го управ­ле­ния. В за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ной об­ста­нов­ки на пе­ре­го­нах и стан­ци­ях дис­пет­чер осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­вод стре­лок по за­дан­ным на­прав­ле­ни­ям; вклю­ча­ет на ли­ней­ных пунк­тах сиг­на­лы све­то­фо­ров при при­бли­же­нии к ним по­ез­да; кон­тро­ли­ру­ет за­ня­тость пе­ре­го­нов и стан­ци­он­ных пу­тей; имея не­по­средств. связь с ма­ши­ни­стом, пе­ре­да­ёт ему ко­ман­ды по мар­шру­ту ве­де­ния по­ез­да и др. Ка­на­лы пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции ор­га­ни­зу­ют­ся по воз­душ­ным, ка­бель­ным, во­ло­кон­но-оп­тич., ра­дио­ре­лей­ным ли­ни­ям свя­зи.

Впер­вые Д. ц. в Рос­сии при­ме­не­на в 1936 на Моск. ж. д. с ис­поль­зо­ва­ни­ем для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции об­щих ка­на­лов свя­зи. В 1960-х гг. соз­да­ны сис­те­мы с цик­лич. пе­ре­да­чей сиг­на­лов по ка­на­лам те­ле­сиг­на­ли­за­ции. С кон. 1990-х гг. на рос. же­лез­ных до­ро­гах при­ме­ня­ет­ся Д. ц., ра­бо­таю­щая на ос­но­ве вычислит. тех­ни­ки в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни; вклю­ча­ет в се­бя ин­фор­ма­ци­он­ную и экс­перт­ную под­сис­те­мы, обес­пе­чи­ваю­щие ав­то­ма­ти­зир. при­ня­тие ре­ше­ния, кон­троль си­туа­ции на уча­ст­ке, учёт но­ме­ров и ин­дек­сов по­ез­дов, их хо­до­вых ка­честв; пе­ре­да­ют ко­ман­ды на ли­ней­ные пунк­ты и др.

Лит.: Кон­д­рать­ев Л. А., Бо­ри­сов Б. Б. Уст­рой­ст­ва ав­то­ма­ти­ки, те­ле­сиг­на­ли­за­ции и свя­зи на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те. М., 1991; Ли­сен­ков В. М. Безо­пас­ность тех­ни­че­ских средств в сис­те­мах управ­ле­ния дви­же­ни­ем по­ез­дов. М., 1992.

Вернуться к началу