Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́МБА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 273

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Волшаник

ДА́МБА (от голл. dam), гид­ро­тех­ни­че­ское со­ору­же­ние в ви­де про­тя­жён­ной на­сы­пи, ва­ла, раз­ме­щае­мое, как пра­ви­ло, вдоль гра­ни­цы ог­ра­ж­дае­мой или за­щи­щае­мой тер­ри­то­рии или ак­ва­то­рии и по уст­рой­ст­ву ана­ло­гич­ное грун­то­вой пло­ти­не. Раз­ли­ча­ют Д. на­пор­ные и без­на­пор­ные. На­пор­ные Д. со­ору­жа­ют: для за­щи­ты реч­ных и мор­ских при­бреж­ных низ­мен­но­стей от за­то­п­ле­ния па­вод­ка­ми, вет­ро­вы­ми на­го­на­ми, при­ли­ва­ми и т. п. (Д. об­ва­ло­ва­ния); для за­щи­ты ак­ва­то­рии пор­тов, под­во­дя­щих к шлю­зам ка­на­лов и др. со­ору­же­ний от волн, ле­до­хо­да, на­но­сов и т. п. (за­щит­ные); для со­пря­же­ния под­пор­ных гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний с бе­ре­га­ми (со­пря­гаю­щие); для ог­ра­ж­де­ния мест строи­тель­ст­ва гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний (пе­ре­мыч­ки); для об­ра­зо­ва­ния ис­кусств. бас­сей­нов (на­пор­ных бас­сей­нов и бас­сей­нов су­точ­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ГЭС, верх­них бас­сей­нов ГАЭС, бас­сей­нов-ох­ла­ди­те­лей ТЭС и АЭС и т. п.) и ру­сел ка­на­лов. Без­на­пор­ные Д. воз­во­дят с це­лью ре­гу­ли­ро­ва­ния и вы­прав­ле­ния ру­сел (ре­гу­ли­рую­щие Д., см. в ст. Ре­гу­ля­ци­он­ные со­ору­же­ния); для умень­ше­ния по­верх­но­ст­но­го сто­ка и за­дер­жа­ния грун­та пой­мы, сно­си­мо­го в ре­зуль­та­те лив­не­во­го сто­ка (поч­во­за­щит­ные); для улуч­ше­ния ус­ло­вий су­до­ход­ст­ва и ра­бо­ты во­до­про­пу­ск­ных и во­до­за­бор­ных гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний (струе­на­прав­ляю­щие); для про­клад­ки до­рог че­рез пой­мы рек и за­ли­вы во­до­хра­ни­лищ (транс­порт­ные). Д. мо­гут быть за­то­п­ляе­мы­ми и не­за­то­п­ляе­мы­ми, глу­хи­ми или обо­ру­до­ван­ны­ми су­до- и во­до­про­пу­ск­ны­ми со­ору­же­ния­ми. Д. вы­пол­ня­ют­ся обыч­но из ме­ст­ных ма­те­риа­лов (грун­та, ка­мен­ной на­бро­ски), а так­же из бе­тон­ных бло­ков и в ви­де свай­ных со­ору­же­ний из жел.-бе­тон. свай.

Ин­тен­сив­ное строи­тель­ст­во Д. на­ча­лось в Гол­лан­дии по­сле ка­та­ст­ро­фич. на­вод­не­ния 1282. Наи­бо­лее круп­ная Д. (дли­на 33 км) со­ору­же­на в зал. Зёй­дер­зе (Ни­дер­лан­ды, 1932). В РФ Д. про­тя­жён­но­стью ок. 25,4 км воз­во­дит­ся (с 1980-х гг.) в Фин­ском зал. для за­щи­ты С.-Пе­тер­бур­га от на­вод­не­ний. В её со­став вхо­дят 2 су­до­про­пу­ск­ных и 6 во­до­про­пу­ск­ных со­ору­же­ний, раз­вод­ной мост и ав­то­до­рож­ный тон­нель. По греб­ню Д. прой­дёт ско­ро­ст­ная ав­то­ма­ги­ст­раль – часть коль­це­вой ав­то­до­ро­ги С.-Пе­тер­бур­га.

Вернуться к началу